Устройство пневматической подвески, установка своими руками
Пневмоподвеска – вид автомобильной подвески с регулируемым дорожным просветом, такая конструкция часто используется на грузовиках, кроссоверах, легковых авто премиального класса. Пневматика в ходовой части обеспечивает плавность хода, позволяет адаптироваться автомобилю под различные дорожные условия. В этой статье будет рассмотрено устройство пневматической подвески, недостатки и преимущества ходовой части с пневмоэлементами, а также возможность установки такого типа устройства самостоятельно.
- 1 Типы пневмоподвесок, основные элементы
- 2 Устройство пневматической подвески грузового автомобиля
- 3 Преимущества и недостатки пневматической подвески
- 4 Пневмоподвеска своими руками
- 5 Важные моменты при самостоятельной установке пневмоподвески
Хотя в основном фабричные элементы пневматической подвески (ПП) стоят недешево, находится немало автовладельцев, желающих произвести тюнинг – модернизированная подвеска автомобиля своими руками обходится значительно дешевле, чем штатная, изначально установленная на машине. Еще большой плюс самодельной сборки заключается в том, что некоторые компоненты пневмосистемы можно приобрести достаточно дешево, не покупать готовый комплект.
Типы пневмоподвесок, основные элементы
Самые главные элементы любой автомобильной пневмоподвески – пневматические упоры, являющиеся упругими элементами, нередко устанавливаются вместо штатных амортизаторов и параллельно выполняют их функции. Регулировка положения кузова над дорогой может осуществляться как вручную, так и автоматически, пневматические системы бывают разные по сложности и своим конструктивным особенностям. ПП обычно состоит из следующих компонентов:
- упругих пневмоэлементов (пневмостоек), являющихся исполнительными механизмами;
- компрессора, обеспечивающего подачу сжатого воздуха в пневмосистеме;
- ресивера – накопителя сжатого воздуха;
- воздушных магистралей, соединяющих компоненты системы в одно целое;
- блока управления пневмоподвеской;
- различных датчиков (ускорения и положения кузова, ускорения колес).
Если пневмоэлементы одновременно являются и амортизационными стойками, появляется возможность регулировать не только клиренс, но и жесткость подвески. Существует три основных типа ПП:
- одноконтурный – подвеска колес устанавливается на заднюю ось, обычно применяется на тягачах и грузовиках для регулировки жесткости;
- двухконтурный – такой вид подвески может устанавливаться и на одну, и на обе оси, если используется для одноосной конструкции, появляется возможность осуществлять регулировку клиренса на каждое колесо;
- четырехконтурный тип – здесь регулировка положения кузова над дорогой осуществляется по каждому колесу. Это самый сложный тип пневмоподвески, как правило, оснащается автоматическим управлением, соответственно, электронным блоком.
На системах с автоматическим управлением пневмоподвеска является адаптивной, то есть, сама, без участия водителя меняет жесткость амортизаторов и дорожный просвет в зависимости от состояния дорожного покрытия и скорости.
Устройство пневматической подвески грузового автомобиля
Первоначально пневмоэлементы в шасси применялись американцами в авиации и на военных грузовых машинах, на представительских легковушках появились в начале тридцатых годов прошлого столетия. В настоящее время «пневмо» чаще всего используется на большегрузных авто и седельных тягачах, на легковых автомобилях встречается не так часто по причине дороговизны деталей.
На грузовых авто могут применяться различные типы пневмоподвесок, чаще всего пневмоэлементы размещается между рамой и мостом с помощью специальных кронштейнов, а сама конструкция бывает:
- рессорной;
- независимого типа (на пружинах):
- торсионной.
Преимущественно на грузовиках применяется одноконтурная (двухконтурная) ПП, и устанавливается она в основном на задней оси, хотя последнее время нередко оснащается пневмоэлементами и передняя независимая подвеска, которая встречается и на автобусах иностранного производства.
Еще грузовой автотранспорт может оснащаться гидропневматикой, гидропневматические стойки одновременно выполняют роль и гасителей колебаний (амортизаторов), и упругих элементов. Гидропневматика с успехом применяется на машинах с независимой подвеской, используется на вездеходах, прицепах и полуприцепах.
Одна из последних разработок пневмогидравлической подвески – DTS, такая система оснащена современной электроникой, обладает способностями:
- стабилизировать крены в любых дорожных условиях;
- воспринимать большие нагрузки на ось;
- гибко менять жесткость амортизационных элементов.
В пневмогидроподвеске типа DTS независимо управляемым является каждое колесо, система обеспечивает при движении оптимальное соотношение комфорт/ безопасность.
Преимущества и недостатки пневматической подвески
Как и любой узел в автомобиле, ПП имеет свои плюсы и минусы, к основным достоинствам пневмоподвески следует отнести:
- плавность хода;
- низкий уровень шумов при движении;
- изменение клиренса в зависимости от дорожных условий;
- возможность регулировки жесткости подвески.
Особенно удобна в эксплуатации адаптивная пневмоподвеска, она позволяет увеличивать жесткость при вхождении автомобиля в повороты, тем самым минимизируя крены и повышая устойчивость машины. При движении авто по прямой ровной трассе адаптивная ПП снижает дорожный просвет, за счет чего улучшается аэродинамика, уменьшается расход топлива.
К сожалению, у пневматической подвески есть и серьезные недостатки:
- низкая ремонтопригодность – при выходе элементов ПП из строя практически все они подлежат только замене, восстановить детали невозможно;
- непереносимость низких температур, на морозе пневматические стойки часто отказываются работать;
- высокая стоимость запчастей;
- на многих моделях авто слабая защищенность датчиков и проводки.
Как правило, детали пневматики быстрее выходят из строя, чем элементы обычной подвески, а замена частей требует более высокой квалификации от авторемонтников.
Пневмоподвеска своими руками
Чаще всего автовладельцы самостоятельно устанавливают одноконтурные или двухконтурные ПП с ручным управлением, автоматическая четырехконтурная пневмоподвеска обходится слишком дорого, особенно нет смысла ее ставить на бюджетные автомобили. Самый простой вариант самостоятельной пневматической подвески – купить готовый комплект, хотя монтаж здесь занимает тоже не слишком мало времени, но удобство заключается в том, что в наборе есть все необходимые запчасти, прилагается инструкция. Минус установки готового комплекта – относительно большая стоимость, например, на Ладу Приору/ Гранту детали ВАЗ BAGONE будут стоить в районе 40 тысяч рублей и больше, и это в базовом варианте.
Комплект пневмоподвески на Ладу можно собрать самому, он получится дешевле, если некоторые детали будут не только от Лады, например:
- пневмоподушки – от кабины Скания;
- соединительные трубки – с тормозной системы грузовика (ПВХ);
- ресивер – газовый баллон ВАЗ-2109;
- электромагнитные клапаны – от газобаллонного оборудования;
- компрессор – типа Falcon 820 или Беркут (модель R17 или R20, второй вариант будет предпочтительнее).
Такая мелочь как тумблеры, фитинги или манометр стоят совсем недорого, продаются не только в автомобильных, но и хозяйственных магазинах, на рынке.
Но «сборный» вариант монтажа пневмоподвески отнимет больше времени, потребует дополнительной подгонки деталей по месту. Вероятнее всего, потребуется и помощь токаря, например, для выточки проставок, точной посадки пневмоподушек на амортизационные стойки.
Важные моменты при самостоятельной установке пневмоподвески
При подборе запчастей пневмоподвески стоит учесть несколько важных моментов, от них зависит, как будет функционировать система, все ли вас устроит в ее работе:
- амортизаторы – они должны быть оптимальной длины, если корпуса будут слишком длинные, машина не сможет опуститься на нужный уровень, к тому же ход штока может быть недостаточным. Проверить, подходит ли длина стоек, очень просто – необходимо снять пружины, допустим, сзади, опустить автомобиль, но не снимать амортизаторы. Если посадка авто по нижнему уровню вас не устроила, нужно покупать новые стойки. Еще у двухтрубных амортизаторов рабочий ход штока больше, чем у однотрубных, что тоже следует учитывать;
- пневмоподушки – бывают разных типов и размеров, есть подушки, которые нужно собирать, и существуют детали, полностью готовые к установке. От конкретной модели пневмоподушки зависит, насколько машина может низко опуститься, какой у подвески будет дроп (подъем кузова над дорогой). Если приобретается подушка, например, типа «бублик», нужно учитывать, что для нее придется вытачивать переходники, устанавливать штуцер подвода воздуха;
- клапана (кнопки регулирования положения подвески) – могут быть механическими и электрическими, в виде блока. Механические клапаны устанавливать нежелательно, так как у них много минусов (хотя они и надежные) – низкая производительность (слишком долгое опускание/ подъем), сложность с размещением этих элементов в салоне;
- трубки – при протягивании трубопровода нельзя допускать заломов, резких перегибов, поэтому желательно подбирать магистраль по возможности меньшего диаметра. Оптимальный вариант – использовать соединительные шланги РВД, но у них есть два минуса – высокая цена, и к ним необходимо приобретать специальные переходники;
- фитинги – не стоит покупать дешевые китайские переходники, соблазняясь низкой стоимостью деталей, если трубка, выходящая из штуцера, будет находиться даже под небольшим углом, возможно травление воздуха. Еще желательно устанавливать все фитинги одного диаметра – слишком тонкие штуцеры снижают пропускную способность воздушной магистрали, также воздух хуже проходит через фитинги типа «уголок»;
- ресивер – должен обязательно иметь отвод для слива конденсата, входной и выходной штуцер, выход для подсоединения манометра. Также в системе обязательно присутствие клапана аварийного давления, если он не будет установлен, давление может превысить норму, и тогда ресивер разорвет, какие будут последствия, говорить не стоит.
Пневмоподвеска – это комфорт и удобство в управлении автомобилем, но прежде чем задумываться о проведении такого тюнинга, следует для начала прикинуть свой бюджет. Даже самостоятельная установка с учетом максимальной экономии обойдется недешево, придется немало потратить времени, но ведь за комфорт приходится платить.