Для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле
Все эти составляющие (кроме чувствительных частей наконечников) закрыты металлическим корпусом с резьбой, благодаря которой деталь фиксируется на корпусе приемной трубы.
Принцип работы лямбда-зондов
Кислородные датчики оснащены проводкой, один конец которой подключается к бортовой системе автомобиля, что позволяет «запрашивать» данные у ЛЗ о состоянии топливной смеси раз в 2 секунды. При повышении оборотов частота обновления увеличивается.
По сути ЛЗ функционирует также как гальванический элемент. После установки в выпускном коллекторе датчик разогревается до 400 градусов под влиянием потоков выхлопных газов, идущих из двигателя. В таком состоянии циркониевый наконечник «активируется» и начинает «дышать» одной своей стороной наружным воздухом, а другой – выхлопными газами. Как только один из электродов фиксирует изменение количества кислорода, на управляющую систему машины передается соответствующий сигнал.
Полученная информация об объеме кислорода в смеси анализируется системой управления, которая позволяет поддерживать оптимальное (стехиометрическое) соотношение воздуха и топлива в камерах сгорания автомобиля.
Полезно! Стехиометрическое соотношение кислорода по отношению к топливу должно составлять порядка 14,7:1.
Чтобы обеспечить более точную регулировку данных используется второй датчик, который размещается за катализатором. Однако количество лямбда-зондов может быть и больше.
Как определить, сколько датчиков кислорода установлено в автомобиле
Чтобы выяснить, сколько лямбда-зондов находится в вашем автомобиле, можно обратиться в автосервис, где вам выдадут распечатку с данными о диагностике ЛЗ (обычно это снимок днища машины с выделенными датчиками). Однако можно сэкономить и найти их самостоятельно.
В первую очередь необходимо выяснить в каком году был изготовлен автомобиль. Если вы являетесь владельцем АТС, произведенного до 2000 года, то, скорее всего, в нем установлен только 1 ЛЗ. В более современных машинах, выпущенных после «нулевых» обычно находится 2 или 4 датчика.
Чтобы определить их количество еще точнее необходимо уточнить объем двигателя. Если он составляет:
- меньше 2 литров, то в машине вы найдете 2 ЛЗ (один будет расположен в подкапотном пространстве, где вы легко его заметите, а второй – под днищем авто);
- больше 2 литров, то в авто будет 4 датчика (2 верхних, расположенных в подкапотном пространстве и 2 нижних – под днищем машины).
Найти верхние датчики довольно просто (именно их чаще всего меняют), для этого:
- Откройте капот авто.
- По центру подкапотного пространства под пластиковой крышкой с наименованием марки машины вы найдите мотор авто.
- Осмотрите пространство вокруг двигателя и найдите массивные трубы (выпускной коллектор), которые одной стороной примыкают к мотору, а другой уходят вглубь.
- На выпускном коллекторе найдите небольшую деталь цилиндрической формы, длина которой будет порядка 5-7 сантиметров. Это и будет лямбда-зонд (или несколько, в этом случае один датчик будет расположен справа, а другой – слева).
Стоит отметить, что информация о том, для чего нужен лямбда-зонд и где он расположен, интересует автовладельцев далеко не из-за праздного интереса. Дело в том, что согласно сервисным книжкам разных автомобилей эти элементы нужно менять после определенного пробега. Обычно замене подлежат ЛЗ поработавшие более 80 тысяч километров, однако, исходя из практики, датчики способны выдерживать нагрузки вдвое больше, если вы будете придерживаться нескольким рекомендациям.
Как продлить срок службы лямбда-зондов и когда его менять
Зная, на что влияет лямбда-зонд, довольно просто определить неисправность этого элемента. Например, если вы заметили, что:
- на холостых оборотах или на малом газу мотор неустойчиво работает или вовсе глохнет;
- расход топлива значительно увеличился;
- динамические характеристики авто резко ухудшились;
- после выключения двигателя появилось своеобразное потрескивание в области катализатора, сопровождающееся неприятным запахом сероводорода (или как говорится в простонародье «тухлых яиц»);
то, скорее всего, пришло время менять ЛЗ и продлить «жизнь» этому элементу не получится. Однако, если все системы работают исправно то увеличить срок службы датчика можно если:
- Использовать только качественный бензин, рекомендованный для вашего автомобиля.
- Выбирать проверенные жидкости с присадками, сопровождающиеся сертификатами соответствия.
- Никогда не использовать герметики для фиксации датчиков (особенно это касается силиконовых составов).
- Не запускать двигатель многократно за короткий отрезок времени.
- При проверке работоспособности цилиндров, не отключать свечи зажигания.
- Не перегревать выхлопную систему машины (кислородные датчики способны выдерживать только до 950 градусов).
- Не использовать для обработки наконечников датчиков химически активные составы.
- Следить, чтобы место соединения датчика и трубы оставалось герметичным.
Придерживаясь этим советам, вы сможете дольше эксплуатировать ЛЗ на своем автомобиле.
В заключении
Не стоит пренебрегать таким, казалось бы, простым с точки зрения конструкции элементом, как лямбда-зонд, так как он играет не последнюю роль в функционировании основных систем машины. Стоимость нового ЛЗ составляет порядка 1 500 – 2 000 рублей, поэтому вы сможете сэкономить на его замене, если будете эксплуатировать автомобиль, учитывая рекомендации специалистов и своевременно производить диагностику.