Замена катализаторов на BMW
Впервые каталитические нейтрализаторы на автомобилях появились в 70-х годах прошлого столетия, и в последнее время стали устанавливаться практически на всех современных автомашинах.
- 1 Назначение каталитических нейтрализаторов
- 2 Замена катализаторов БМВ
- 3 Катализатор БМВ Е39
- 4 Катализатор на БМВ Х5
- 5 Катализатор БМВ Е53
- 6 Удаление катализаторов БМВ
- 7 Установка пламегасителей BMW X5
Катализатор БМВ (BMW) – обязательная деталь, устанавливаемая на машины немецкого автомобильного концерна, нейтрализаторы применялись на авто с самых первых выпусков.
Такими деталями уже с 1972 года комплектовались модели BMW 5-ой серии в кузове Е12.
Катализатор предназначен для снижения уровня токсичности отработанных газов двигателя, и у него много положительных качеств, но если деталь выходит из строя, у автовладельца начинаются проблемы. Какие стоят каталитические нейтрализаторы (КН) на БМВ, что нужно делать, если катализатор вышел из строя, мы обсудим в этой статье.
Назначение каталитических нейтрализаторов
В связи с введением новых стандартов экологии ужесточились требования к чистоте выхлопа отработанных газов автомобильных двигателей, и с недавнего времени КН устанавливаются на все современные автомобили. Как правило, катализатор размещается сразу после приемной трубы глушителя, но это в стандартном варианте, во многих дорогих иномарках может стоять не один КН, а два и более.
Для очистки выхлопных газов от вредных примесей в катализаторах используются драгоценные металлы (золото, платина, палладий и др.), поэтому КН стоят дорого. Каталитические нейтрализаторы на автомашинах BMW в среднем служат от 60 до 150 тыс. км, но свой ресурс они честно отрабатывают в Европе или Японии, в России детали часто выходят из строя раньше установленного срока «жизни» из-за некачественного топлива.
КН представляет собой металлическую банку наподобие глушителя, внутри которой размещены керамические соты, на них нанесен тонкий слой драгметалла. Токсичные выхлопные газы, проходя через керамику, окисляются, при этом выделяется тепло, и под действием реакции уровень токсичности CH и CO в результате снижается.
Замена катализаторов БМВ
Катализатор на BMW выходит из строя по нескольким причинам:
- от удара разрушается керамика;
- из-за низкого качества топлива повышается температура в выхлопной системе, оплавляются керамические соты;
- керамический элемент забивается сажей и копотью.
Если КН загрязнен незначительно, его можно попытаться промыть, но для этого необходимо снимать элемент выпускного тракта. Неисправный катализатор негативно влияет на работу двигателя:
- пропадает мощность ДВС;
- увеличивается расход топлива;
- мотор работает с перебоями.
Трудоемкость работы по замене катализатора на автомобилях BMW зависит от конкретной марки автомобиля, типа устанавливаемого двигателя. В целом меняется КН на любой модели не слишком сложно, и при желании каждый водитель сможет произвести подобную операцию своими руками. Но проблемы здесь кроются в другом:
- со временем прикипают болты и гайки – они откручиваются с трудом или не отворачиваются вовсе (обламываются);
- также закипают стыки выхлопных труб, и чтобы разъединить между собой элементы выпускной системы, необходимо либо сильно нагревать соединение, либо обрезать трубы болгаркой.
Если старый катализатор уже не нужен, и он свое отработал, он подлежит замене, казалось бы, все просто. Но следует учитывать, что на многих БМВ КН является единой конструкцией с выпускным коллектором, и стоит такой элемент выпускной системы очень дорого.
Рассмотрим пример снятия катализаторов на автомобиле БМВ 325 в кузове Е46:
- отворачиваем гайки выпускного коллектора от головки блока цилиндров;
- откручиваем две гайки крепления КН к трубе глушителя;
- демонтируем катализатор.
Следует учитывать, на 6-цилиндром моторе BMW 325 устанавливается два выпускных коллектора, и соответственно, два каталитических нейтрализатора.
Катализатор БМВ Е39
Автомобиль BMW 5-ой серии в кузове E39 выпускался с 1995 по 2003 год, на автомобиле устанавливались бензиновые двигатели объемами от 2,0 до 4,0 л в различном исполнении и разных моделей:
- M52;
- M54;
- M62;
- M60;
Конструкция катализатора зависит от типа двигателя, поэтому на «пятерку» БМВ устанавливались различные типы каталитических нейтрализаторов. Машина BMW E39 уже относительно старая по годам, и покупать новый КН не имеет большого смысла. У хозяев этих автомобилей есть альтернатива:
- купить контрактную деталь на авторазборке;
- вварить катализатор от более дешевой иномарки;
- выбить из банки керамику, оставить ее пустой;
- вместо каталитического нейтрализатора вварить пламегаситель.
Катализатор на БМВ Х5
На кроссоверах BMW X5 также устанавливаются двигатели различных объемов, соответственно, каждая марка ДВС комплектуется катализаторами своей конструкции. Новые детали бывают только оригинального производства, и стоят очень недешево. Например, на автомобиль BMW X5 Е70 с двигателем 3,0 л покупка каждого КН обойдется приблизительно в 1,2-1,3 тыс. долларов, а на машине установлено целый четыре таких детали. Мало кто из автовладельцев может заплатить такую большую сумму, поэтому многие пользуются альтернативным вариантом – меняют катализаторы БМВ Х5 на пламегасители. Кстати, ничуть не дешевле стоят запчасти и на другие модели немецких кроссоверов, такие как BMW X6 или X3.
Катализатор БМВ Е53
Внедорожник BMW X5 в кузове E53 – самое старшее поколение «Икс пятых», машина выпускалась с 1999 по 2006 год, тем не менее, запчасти на нее стоит ничуть не дешевле, чем на тот же BMW X5 E70. Здесь также хозяева машин нередко меняют КН на пламегасители, есть еще один альтернативный вариант – установка универсальных катализаторов. Безусловно, универсальный нейтрализатор будет несколько хуже оригинала, но лучше, чем пламегаситель. Сейчас на рынке можно встретить каталитические нейтрализаторы различных фирм:
- Walker;
- Bosal;
- Eberspacher;
Установка универсального катализатора БМВ E53 – самое разумное решение, которое можно найти при выходе из строя КН.
Удаление катализаторов БМВ
Пока автомобиль BMW новый, автовладельцам хлопот он почти не доставляет, проблемы с катализатором начинаются приблизительно через 150 тыс. км пробега, но при условии, если заливалось качественное топливо. В случае заправки плохим горючим керамика может забиться сажей или оплавится еще раньше, и тогда следует готовиться к дорогостоящему ремонту. Автовладельцы хорошо понимают, что на российских заправках можно ожидать чего угодно, поэтому не стремятся покупать оригинальные детали – нет никакой гарантии, что и новый оригинальный катализатор не выйдет из строя через некоторое время.
Если нейтрализатор забивается, в работе двигателя начинаются сбои:
- автомобиль не едет,
- значительно увеличивается расход топлива.
Причинами повреждения КН могут быть удары, перегрев, засорение керамики. Достаточно часто в целях экономии владельцы автомобилей БМВ удаляют катализатор, ставят вместо него обманку. Следует отметить, что на многих машинах просто вырезать керамический элемент из банки КН не получится.
Почти на всех современных автомобилях, таких как BMW в кузовах E60, E90, серии F устанавливаются на каждый катализатор по два кислородных датчика (лямбда-зонда), которые контролируют состав выхлопных газов. При избыточном содержании CO датчик подает сигнал на блок управления, на панели приборов загорается сигнальная лампа Check Engine. Получив сигнал, электроника переводит систему в аварийный режим, в результате теряется мощность двигателя, и также расходуется топлива выше нормы. Отключить лямбда зонд не получится, «обмануть» электронную систему управления двигателем здесь можно только одним способом – перепрограммировать (перепрошить) ЭБУ. Работа по удалению катализатора БМВ стоит недешево, но все же придется заплатить намного меньше денег, чем за покупку и установку нового оригинального КН.
Установка пламегасителей BMW X5
В чем проигрывают пламегасители перед катализаторами:
- уровень токсичности выхлопных газов выше, хотя для России допустим. В путешествие по Европе на BMW с установленным пламегасителем отправиться вряд ли получится – на Западе экологические нормы гораздо жестче;
- в пламегасителе «начинки» меньше, чем в НК, поэтому в выхлопной системе присутствует характерный звон.
У пламегасителя есть свои существенные плюсы перед катализатором, и он:
- практически никогда не забивается, автомобиль с ним не теряет мощность;
- стоит относительно недорого;
- если изготовлен из хорошего металла, служит долго, значительно дольше катализатора.
Замена катализаторов на пламегасители на автомобиле BMW X5 с шестицилиндровым рядным двигателем производится следующим образом:
- чтобы подобраться к выпускному коллектору, снимается трубка кондиционера, соответственно, из системы кондиционирования стравливается фреон;
- откручиваются гайки коллектора;
- раскручиваются болты крепления, соединяющие глушитель с катализаторами;
- с резиновых подвесок снимается полностью все система выпуска;
- демонтируются оба КН;
- чтобы не сместить трубу относительно коллектора при установке банок пламегасителей по краям сваривают жесткую конструкцию;
- следующий шаг – вырезают старые катализаторы;
- затем по месту монтируют новые пламегасители, сваривают их с коллекторами и трубами глушителя;
- корпуса проваривают тщательно, после сварочных работ отрезают уже ненужную фиксирующую конструкцию;
- устанавливают «обманки» (штуцеры для лямбда-зондов), проставки не позволят отработанным газам попадать непосредственно на кислородный датчик;
- затем сваренные конструкции (оба коллектора) устанавливают на свои места;
- остается установить сам глушитель, трубку кондиционера, заправить систему кондиционирования фреоном, перепрошить блок управления.