Как не испортить мотор контрафактными свечами зажигания: расход, задиры, капиталка
Как вы думаете, сколько свечей зажигания продали в России и странах СНГ в прошлом году? Отвечу: 80 миллионов штук. А сколько из них по результатам опроса Gruzdev Analyze оказались поддельными? Почти четверть – 23% – неоригинальные свечи. Больше подделок было обнаружено только в сегменте масел и ГСМ (30%), но 23% от 80 миллионов – это более 18 миллионов, цифры, поражающие воображение. В текущем году, по данным «Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге РФ» (ННЦК), доля контрафактных свечей зажигания составляет уже 73,8%. Причем если в оффлайн-сегменте подобная продукция составляет 68,9%, то в онлайн – 90,1%. Статистические выкладки незаконного оборота включают и контрафакт, то есть подделку под известные бренды – в среднем это 17,3% (в оффлайн-сегменте его 14,8%, в онлайн – 25,5%), и продукцию без признаков подделки, но не соответствующую обязательным требованиям в части маркировки – такой 56,5% (в оффлайн-сегменте – 54,1%, в онлайн – 64,4%).
Тенденция роста доли контрафактных свечей пугающая, потому что если одна часть этих свечей для мотора просто вредна, то другая – критически опасна. Как уберечь двигатель автомобиля от таких деталей, если их количество на рынке стремительно растет?
Не все контрафактные свечи – зло?
Начнем с пояснения, что не весь контрафакт одинаково опасен. Контрафакт – не всегда подделка. Это могут быть вполне приличные оригинальные свечи известных иностранных брендов, попавшие на российский прилавок «кривыми» путями (а других путей у них сейчас и нет).
Другое дело, что среди свечей неясного происхождения встречается ещё и фальсификат. То есть, кто-то хитрый покупает самые дешевые и далеко не самые качественные свечи, упаковывает их в коробки, похожие на коробки свечей мировых брендов, и продаёт под маркой этих производителей или же под очень похожей по написанию с едва заметными отличиями. Вот это уже совсем плохо: качество такого товара, как правило, не выдерживает никакой критики.
Очевидно, купить оригинальные свечи в России становится все сложнее, и риск нарваться на опасные для мотора компоненты растет. Чем же эти свечи опасны?
И даже магнитола…
Самая очевидная ситуация – это появление пропусков зажигания, если свечи по качеству изготовления или параметрам далеки от тех, которые рекомендует производитель. Двигатель теряет мощность, машина – динамику, а владелец – деньги, потому что едет машина хуже, ему приходится сильнее давить на газ, а это приводит к увеличению расхода бензина. И это только то, что лежит на поверхности.
Скрытые последствия использования некачественных свечей
Если заглянуть глубже, можно вспомнить и про сокращение ресурса каталитического нейтрализатора, и про быстрый рост отложений в камере сгорания, и про возможность быстрее «убить» катушку зажигания, которая от безысходности будет пытаться подать искру не в свечу, а по пути наименьшего сопротивления – например, себе на корпус. То есть, возникнет классический пробой, который в любом случае вынудит покупать новую катушку.
Механизм возникновения пробоя высоковольтных проводов (при их наличии) такой же: если искра не возникает в зазоре свечи, она пытается пробить участок с наименьшим сопротивлением. Если сопротивление меньше в изоляции провода, а не в катушке, искра пробивает изоляцию. А это приводит к необходимости менять провода. Но и это ещё не самое плохое.
Риски калильного зажигания и детонации
Если контрафактная свеча настолько некачественная, что и калильное число у неё не соответствует норме, можно доездиться до возникновения калильного зажигания и детонации. А заодно повысить вероятность перегреть двигатель. Возможно и обратное: калильного зажигания не будет, но сама свеча зарастет нагаром и перестанет работать окончательно. Тут всё зависит от того, в какую сторону непорядочные производители ошиблись с калильном числом – сделали свечу «горячее» или «холоднее» нормы. Ошибка в калильном числе свечи особенно опасна для современного мотора с непосредственным впрыском: его и перегреть проще, и попортить ему жизнь нагаром на клапанах и в камере сгорания, который при малейших неисправностях в системе зажигания в таких моторах образуется интенсивнее, чем в моторах с распределенным впрыском.
Физическое разрушение свечи и его последствия
К ещё более печальным последствиям может привести физическое разрушение свечи. Да, такое тоже возможно, потому что свеча на самом деле – намного более сложная деталь, чем кажется. У совсем некондиционной свечи может отвалиться боковой электрод (или электроды), развалиться фарфоровый изолятор, и всё это непременно попадёт в камеру сгорания. Куда обломки денутся дальше? Вероятно, отправятся в увлекательное путешествие по цилиндру, оставляя задиры на его стенках. В случае, например, с алюсиловым блоком это почти приговор, в лучшем случае – очень дорогой ремонт с гильзованием блока цилиндров. Да и любым другим цилиндрам в такой ситуации не поздоровится.
Неожиданные проблемы: от радиопомех до сбоев электроники
Иногда может возникнуть и совсем парадоксальная ситуация: из-за плохой свечи сходит с ума даже радио в магнитоле. У большинства автомобильных свечей внутри установлен резистор, задача которого в уничтожении радиопомех в ходе работы (именно поэтому у свечей есть определённое сопротивление). Если какой-то очень жадный производитель подделки решит сэкономить на резисторе, внешне это заметно не будет, а вот магнитола начнет раздражать помехами во время работы радио. И не каждый догадается, что виноваты в этом свечи.
В определенных условиях отклонения в работе системы зажигания могут повлиять и на электронную систему управления двигателем. Причина простая: большое количество датчиков чувствительно к изменению электромагнитных полей, и лишние наводки могут легко искажать сигналы.
Как бы то ни было, установка контрафактных свечей – всегда неопределенность. Может быть, они будут работать как положено. А может, доведут мотор до капремонта, который сейчас стоит неприлично дорого независимо от марки. Поэтому есть смысл всеми силами стараться использовать только те свечи, происхождение и качество которых не вызывает вопросов. И на сегодня это свечи, которые производят в России.
Безопасно и удобно
Серьезных производителей, которые способны выпускать свечи зажигания по полному циклу, от разработки до упаковки, в России немного. Точнее, только один – METEOR Auto в Энгельсе, предприятие, которое весной 2023 в рамках сделки с концерном Bosch приобрел многопрофильный холдинг S8 Capital. Новый собственник сохранил европейские технологии производства, современное оборудование и всю команду завода. Теперь METEOR Auto выпускает продукцию мирового уровня под брендами METEOR – это премиальный сегмент и ЭЗ с более чем 60-летней историей. Высокое качество свечей зажигания этих марок подтверждают сертификаты соответствия требованиям системы технических регламентов для автозапчастей, выпускаемых в обращение на рынке Таможенного союза. Система менеджмента качества METEOR Auto соответствует стандартам ISO 9001:2015 и IATF 16949. После ухода концерна Bosch из России компания получила как российский аналог сертификата IATF 16949 – ГОСТ Р 58139-2018, так и письмо от сертифицирующего органа о соответствии требованиям IATF 16949.
Если вам повезет купить оригинальные свечи Bosch, которые раньше выпускали на заводе в Энгельсе, то никакой разницы между ними и свечами METEOR вы не заметите – они одинаковые. Так что простой способ избежать разрушительного воздействия контрафактных свечей на ваш автомобиль и приобрести легальную продукцию действительно существует.
Реклама. ООО «Энгельс Свечи зажигания». erid: 2Vfnxvj4Nt8