Тюнинг советских авто в советское же время
Подвергать свои автомобили тюнингу многие автовладельцы в СССР начали далеко не потому, что хотели выделиться. Хлорвиниловый провод на руле, медные монеты по периметру «лобовухи» – всё это действительно являлось актуальным, но не несло никакой функциональной нагрузки. Больше пользы было от установки проставок в заднюю подвеску или от заполнения фар на четверть объёма ярко-красной тормозной жидкостью. Ну а розочка или майский жук внутри прозрачного «набалдашника», прикрученного на рукоять КПП, позволяли придать автомобилю хоть какую-то индивидуальность, и такой вариант доработки тоже можно считать оправданным.
- 3 Насколько трудно вернуться в прошлое?
- 4 Спорткары времён СССР, построенные изобретателями
Тюнинг фар в советском стиле
В своё время были распространены два варианта защиты курсовой оптики. Внутреннюю полость частично заполняли тормозной жидкостью, либо, внутрь фары наливали тосол. Оба указанных материала обладают гигроскопичностью, и любая влага, находившаяся перед отражателем, мгновенно впитывалась. Ни эксплуатационные свойства тормозной жидкости, ни качество тосола для такого тюнинга значения не имели. И всё же, интереснее всего в фарах смотрелась именно красная тормозная жидкость, которая в советское время была очень распространена, и синий тосол.
Чтобы защитить стекло фары от механических воздействий, использовались разного рода накладки. Эффективность некоторых подобных решений остаётся под вопросом. Например, проволочная сетка с крупными ячейками вряд ли могла защитить стекло от попадания камушков, летящих из-под колёс впереди идущего транспорта. Тем не менее, это лучше, чем ничего. Заметим, что никаких деталей для тюнинга в магазинах не продавали, всё нужно было делать самим. Сейчас на пластиковую поверхность оптики клеят специальную пористую плёнку, и остаются довольны. Раньше все фары делались из стекла, а пористой «синтетики» с требуемыми свойствами просто не существовало.
Восьмидесятые
Как только в Советском Союзе была разрешена деятельность кооперативов, некоторые из вновь образованных частных компаний стали специализироваться на автотюнинге. В промышленных масштабах они начали выпускать детали внешнего обвеса, различные жалюзи, пластиковые накладки т. п. Каждая из таких деталей могла быть установлена на автомобиль определённой модели: «Москвич 2141», ВАЗ 2101-2107 или «Зубило». Даже «старую» модель АЗЛК, «Москвич 2140», кооператоры вниманием не обошли. Для этой модели выпускались накладки-жалюзи на заднее стекло. Ну а оплётку на рулевое колесо можно было купить в каждом городе.
Вроде бы, раз обвес назывался «аэродинамическим», его использование должно было вести к снижению лобового сопротивления. На самом деле, это правило выполнялось не всегда, но от покупателей отбоя не было. Качеству проработки дизайна комплектов, предназначенных для тюнинга, иногда могли позавидовать и владельцы иномарок. Но главное, что с появлением таких комплектов появилась возможность придать автомобилю индивидуальность.
Таким образом, говоря о советском тюнинге, надо различать два разных периода – до появления кооперативов в 1987 году ситуация была несколько иной, чем после. Притом, в 70-е годы тюнинговать автомобиль было особо незачем – жениться можно не раз, а машину приобретают на всю жизнь. Так говорили тогда.
Насколько трудно вернуться в прошлое?
До декабря 2013 года АвтоВАЗом выпускался хэтчбек ВАЗ-2114. Все знают, что данная модель являлась перелицованной версией знаменитого пятидверного «Зубила» ВАЗ-2109, напоминающего, кстати, один из проектов Porsche. Нельзя исключать, что предназначенный для «Девятки» внешний обвес, выпускаемый с 80-х, подойдёт для установки на ВАЗ-2114. Получается, что при желании можно изготовить ретро-кар.
Сказанное выше нужно воспринимать с определённой долей юмора. Понятно, что любой из хэтчбеков ВАЗ-2114 с нулевым пробегом – это современный автомобиль, оснащённый инжекторным двигателем и компьютером. Тем не менее, сходство с LADA Samara у этих машин есть, как внешнее, так и внутреннее. Ну а к 24-й «Волге» подходят детали ГАЗ-31029, это тоже все знают.
Сегодня всем, кому посчастливилось стать владельцем «Запорожца-мыльницы», можно не беспокоиться о покупке колесных дисков для своего следующего авто. Двигатель двухдверного купе ЗАЗ, как не покажется это странным, изготовлен из магниевого сплава МЛ-5. Хотите, чтобы у Вашего автомобиля появились диски из магния – купите «Запорожец».
Как видим, наследие прошлого может быть полезным и сегодня. Но некоторые варианты тюнинга, популярные 30 лет назад, порой вызывают недоумение. Стараясь уберечь салон от выгорания, заднее стекло было модно закрывать шторами, но любая ткань, как известно, собирает на себя пыль. Не менее странно могли выглядеть меховая оплётка, закреплённая на руле, и меховые или джинсовые чехлы на сиденьях. Материалов, применяемых в отделке «с завода», в то время было два – ткань и кожзаменитель. Вот и старались разнообразить дизайн имеющимися средствами.