Квартиру купить не получилось, но надо успеть «отхватить» хотя бы машину, утильсбор очень близко
Рынок автокредитования побил ипотечные кредиты. Россияне перешли на автокредиты. Вместо фактически недоступных нынче ипотечных квартир люди активно начали покупать на заемные деньги машины, не страшась высоких процентов.
В июле 2024 года портфель автокредитов в России вырос на 111 млрд рублей, обновив исторический рекорд, сообщил начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий.
Всего сумма автокредитов на 1 августа 2024 года увеличилась до 2,284 трлн рублей. За июнь она выросла на 87 млрд рублей, за май — на 99 млрд рублей. В апреле прирост составил 76 млрд рублей. Но и это — не предел.
Цифры рынка автокредитования остаются высокими уже третий месяц подряд. И хотя, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в июле по сравнению с июнем этого года увеличение составило лишь 1,6%, в годовом выражении прирост весьма значительный.
Покупки же ипотечных квартир продолжают сокращаться, как шагреневая кожа. По данным информационно-аналитического материала ЦБ «О развитии банковского сектора Российской Федерации», за июль 2024 года впервые, по крайней мере, с 2019 года, портфель ИЖК (ипотечных жилищных кредитов) российских банков сократился. Только за июль размер вложений в ипотечное кредитование снизился на 35 миллиардов рублей
Чем вызван ажиотажный спрос на машины и сколько граждане переплачивают при оформлении автокредитов? С таким вопросом мы обратились к доктору экономических наук, проректору Финансового университета при правительстве РФ Александру Сафонову.
— Причины совершенно понятны. Те, кто не может купить квартиру — покупает машину. Возможно, человек копил на жилье, но повышение ключевой ставки и недоступность ипотеки свело планы на «нет». А вот покупка автомобиля в кредит осталась вполне реальной на накопленную сумму. Есть и еще одна причина: стало трудно с автозапчастями, часто по параллельному импорту предлагают поддельные, б/ушные, и в этой ситуации возникает естественное желание обновить машину, пока есть такая возможность.
«СП»: Есть и еще одна веская причина. Это грядущее повышение утилизационного сбора с 1 октября и его прогнозируемое увеличение в 2025 году.
— Естественно, рост утильсбора увеличит конечную стоимость автомобиля, поэтому экономически выгоднее успеть взять машину в кредит до 1 октября.
С октября утилизационный сбор за автомобили с объёмом двигателя от 1 до 2 литров вырастет с 300 тыс. до 556 тыс. рублей, а в следующем году он составит уже 667 тыс. рублей, то есть вырастет более чем в два раза. На наиболее популярные модели с двигателями от 2 до 3 литров утильсбор увеличится в 2025 году примерно на 47%. Прибавьте к этому естественный ежегодный рост цен на авто. Впрочем, как и на все остальное. То есть если покупать машину, это выгоднее сделать именно сейчас.
На сколько придется переплачивать по автокредиту? Автокредиты сейчас выдаются в среднем по ставкам от 18,3% до 30,3%, в зависимости от дополнительных услуг, страхования и других сопутствующих услуг.
«СП»: Многие делают выбор в сторону автомобиля, потому что машина в нашей стране — это часть социального статуса, согласитесь…
— Это действительно наша национальная особенность. Часто проходишь мимо пятиэтажки — и рядом с ней видишь дорогие спорткары. Ведь именно на них ездят на работу, и по ним сослуживцы часто судят о материальных возможностях человека.
«СП»: Может быть, это еще и примета времени, такого непредсказуемого, когда от жизни надо успеть взять все, что можно, пока есть возможность?
— Как экономист назову это несколько иначе: россияне перешли к модели потребительского поведения, которую проще можно назвать словами: «пока деньги есть, буду тратить».
И все же возникает вопрос: как скажется возросший спрос на автокредитование на стоимости автомобилей? Стоит ли ждать подорожания машин? И на сколько?
«Цены на автомобили будут расти до 60−70%. Поскольку большую часть машин мы завозим из Китая, наши производители и утильсбор поднимут, и цены на отечественные автомобили взвинтят. Поэтому мой совет — вкладывать деньги. Хоть в автомобили, хоть куда-то еще, потому что стоит приготовиться к росту цен, — пояснил „СП“ кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака. — Не думаю, что открою большой секрет, если скажу: не исключено новое повышение ключевой ставки. А это значит, что жизнь станет еще дороже».