Новости производителей, продавцов и любителей автомобилей. Обо всем, что связано с автомобилями

Смартфоны опаснее, чем водители-«камикадзе»

0 143

Смартфоны опаснее, чем водители-«камикадзе»

Ученые совершили невероятное открытие — оказывается, эволюция человека не остановилась, а вышла на следующую стадию. На смену Homo Sapiens, человека разумного, пришла новая ступень — Homo Smartphonicus, человека со смартфоном. Конечно, на самом деле это шутка, но как в каждой шутке в ней есть доля истины. Мобильные телефоны занимают все большее место в нашей жизни. По статистике, россияне в среднем проводят в гаджетах 4,3 часа в сутки. И хотя смартфоны, как и другие современные технологии, безусловно, облегчают нам жизнь, они требуют новых привычек, правил поведения и даже законов.

Почти сразу после появления смартфонов стало ясно, что залипание в гаджете и вождение — две вещи несовместные. Дорожные службы разных стран рапортуют, что каждое из 8−10 ДТП происходит из-за того, что водитель смотрел на экран, а не на дорогу. Проблема в том, что отвлекаются на соцсети и видео с котиками не только водители, но и пешеходы, а также велосипедисты, самокатчики и другие обладатели средств индивидуальной мобильности (СИМ). Но в отличие от водителей, которым за такое поведение грозят штрафы, все остальные участники дорожного движения никакой ответственности за это не несут. Как считает общественный деятель, автор проекта «20 идей по развития России» Дмитрий Давыдов, это упущение нужно исправить как можно скорее, в противном случае число смертельных ДТП с зазевавшимися любителями почитать новости на ходу будет расти. Вынесение этой проблемы в законодательную плоскость, широкое обсуждение в обществе и Государственной Думе и, как логичное завершение, принятие соответствующих нормативных документов является насущной необходимостью.

Между тем, за первые 10 месяцев 2021 года на дорогах России было совершено 27 995 ДТП из-за наезда на пешеходов, в результате которых 26 169 человек получили травмы и 2886 скончались. Число аварий с участием велосипедистов увеличилось с 5247 случаев в 2017 году до 5750 в 2020-м. В этом году впервые была обнародована российская статистика по ДТП с электросамокатами. Оказалось, что за семь месяцев 2021-го произошло 266 подобных аварий, в которых погибло восемь человек, в том числе один ребенок. Не все эти случаи произошли по вине смартфонов, но это дополнительный и широко распространенный фактор риска, и если благодаря упреждающим мерам удастся снизить аварийность на дорогах и будет спасена не одна жизнь, принятие соответствующих законов не стоит откладывать.

Гаджет повышенной опасности

На первый взгляд, смартфон в руках пешехода не так уж и опасен. Ведь человек, в отличие от автомобиля, это не средство повышенной опасности. В случае с велосипедами и самокатами все уже не так однозначно, но тоже можно посмеяться над видео, на которых, например, велокурьер уставился в смартфон и на полном ходу влетел в столб — Чарли Чаплин отдыхает.

На самом деле, повода для смеха нет. Как выяснили канадские ученые в 2020 году, из-за смартфонов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще, чем в 2004 году. Число людей, которые отвлекаются на гаджеты при переходе дороги, достигает 45%. Наиболее опасными оказались текстовые сообщения — люди, которые участвовали в переписке, гораздо реже смотрели по сторонам и не замечали едущую прямо на них машину. Похожий эффект имеет и просмотр сайтов и соцсетей.

Смартфоны опаснее, чем водители-«камикадзе»

Разговор по телефону не так опасен, но тоже ведет к неприятным последствиям — увеличивает время, которое тратится на переход дороги, отвлекает людей от сигнала светофора и ведет к снижению внимания.

Похожие данные получили и китайские исследователи годом ранее. По их данным 61% пешеходов со смартфонами не смотрят по сторонам прежде, чем начать движение, в то время как среди пешеходов без смартфона этот показатель 31%. Пользователи гаждетов в два раза чаще нарушают правила перехода перекрестка, чем люди без них. Каждый пятый пешеход со смартфоном начинает переход с опозданием, и как следствие, многие из них не успевают вовремя пересечь дорогу.

В случае с велосипедистами и самокатами, особенно с электросамокатами, которые в последнее время и без того стали предметом горячей общественной дискуссии, все это можно возвести в несколько степеней. Все-таки транспортные средства, которые могут развивать скорость до 30−80 километров в час, требуют тех же правил вождения, что и автомобили.

Смартфоны опаснее, чем водители-«камикадзе»

В сети достаточно примеров ДТП, которые произошли именно из-за того, что велосипедист или самокатчик смотрел в смартфон, а не по сторонам. И, к сожалению, это далеко не всегда ДТП, которые можно поместить в категорию «Смешные видео». Например, в прошлом году 53-летний житель Калининграда на велосипеде не заметил выезжающий со двора автомобиль из-за того, что в момент столкновения смотрел в смартфон. В итоге вместо велопрогулки попал в больницу.

Конечно, это не только российская проблема. Например, в Японии запретом смартфонов за рулем двухколесных транспортных средств озаботились после того, как в 2017—2018 годах произошло несколько смертельных ДТП с участием велосипедистов, которые сбивали пешеходов из-за того, что были отвлечены гаджетами.

Закон для смартфонов

Неудивительно, что все больше стран мира начинают вводить регулирование и штрафы за использование смартфонов при переходе дороги. В 2019 году в китайском городе Цзясин был введен штраф до 50 юань (580 рублей) за пользование мобильным телефоном и за игры и шалости при переходе дороги. В Литве с 2018 года действует закон, согласно которому пешеходы при переходе дороги должны избегать отвлекающих внимание действий, включая использование мобильных устройств, — за нарушение предусмотрен штраф от 20 до 40 евро (1 700−3 400 рублей).

Смартфоны опаснее, чем водители-«камикадзе»

В июле 2019 года в Нидерландах начали штрафовать велосипедистов на 95 евро (7 900 рублей) за езду с мобильным электронным устройством в руке. За первые полгода было выписано 21 327 таких штрафов. В Израиле штраф за использование мобильного телефона во время езды на велосипеде составляет 1 000 шекелей (23 300 рублей). За это же нарушение в Германии велосипедист будет оштрафован на 55 евро (4 600 рублей).

Представители Госавтоинспекции и даже Всемирной организации здравоохранения постоянно призывают пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движение не пользоваться гаджетами на ходу, но, как показывает практика, уповать только на благоразумие людей не всегда оправдано. Если почитать комментарии на форумах, есть немало противников этой идеи, которые утверждают, что всю ответственность за ДТП хотят «свалить» на пешеходов. Но не совсем понятно, а почему, собственно, люди, которые подвергают свою и чужую жизнь риску из-за нежелания следовать элементарным правилам, не должны нести законодательную ответственность, как несут ее водители.

Именно поэтому Дмитрий Давыдов предлагает установить штраф за пользование мобильными электронными устройствами для пешеходов при пересечении проезжей части, а также для велосипедистов и пользователей других СИМ. При этом важно понять, что это не наказание ради наказания.

Смартфоны опаснее, чем водители-«камикадзе»

«Такой шаг предупредит население об опасностях использования смартфонов на дорогах. Позиция закона будет противодействовать формированию опасной привычки, особенно среди молодого поколения. Люди будут меньше отвлекаться на разговоры, текстовые сообщения, социальные сети, видеоролики и прочие занятия во время нахождения на участках повышенной опасности. Пешеходы станут быстрее переходить дорогу, что даст преимущество автомобилистам», — пишет общественный деятель.

Кстати, в вышеупомянутом исследовании канадских ученых говорится, что на смартфон при переходе дороги отвлекается каждый пятый старшеклассник. А чаще всего в ДТП из-за гаджетов попадают молодые мужчины в возрасте до 30 лет. Так что формирование привычки правильно переходить дорогу — это не пустые слова. Ну а помимо снижения аварийности на дорогах инициатива имеет еще один плюс — собранные с нарушителей средства предлагается направить на обустройство более безопасных пешеходных переходов и улучшение инфраструктуры для перемещения на велосипедах, самокатах, моноциклах и прочих самоходных транспортных средствах в городах.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.