«Утильсбор» за авто: Мало нам западных санкций, мы себе и собственных добавим!
На российском рынке подержанных авто появились несколько тысяч потенциально опасных транспортных средств, покупка которых чревата «попадаловом» на значительные деньги.
27 октября 2023 Федеральная таможенная служба (ФТС) уведомила граждан, что уже через два дня правила игры на российском автомобильном рынке коренным образом меняются. Причём с момента принятия решения в верхах до его реализации прошло всего десять дней — какой-то рекорд.
Суть поправок в законодательстве просты — прикрыть все фирмы, которые занимаются доставкой в РФ автомобилей из других стран. То есть этот самый «параллельный импорт» новых легковушек, а также ввоз подержанных транспортных средств. Гражданам нынче дозволяется привезти в год один автомобиль для себя, и не более того. Растаможивать лишь самостоятельно, лично, на себя — только так. Иначе — огромный «утилизационный сбор»
Времени на адаптацию к новым правилам, по сути, не дали, посему появились пострадавшие. Не сказать, что таковых уж очень много, но около десятка тысяч наберётся.
«Мы с мужем сейчас оказались в такой ситуации, что вместо 5200 рублей мы должны заплатить 528 тысяч рублей. Есть граждане, у которых намного больше, например, 1 млн 300 тысяч рублей, что превышает даже стоимость автомобиля. У нас автомобиль более трех лет, объём мотора до двух литров. В нашем случае это где-то 30% стоимости автомобиля. Мы купили не новый, заказали его через страны ЕАЭС, как делали многие, через знакомых, и всё было замечательно до 29 октября. Всё произошло в считанные дни, мы уже не могли откатить сделку обратно, то есть всё было оплачено. Автомобиль у нас ехал из Южной Кореи», — рассказывает пострадавшая Ольга Ипатова.
И таких историй множество. Суммарно государство могло бы «простить» своих граждан, которые не успели уложиться с данные им минимальные сроки, тем более, что в совокупности сумма для бюджета мизерная. Но этого почему-то не делают. И люди уже пытаются избавиться от авто, за которые не уплачены все сборы. Как несложно догадаться, это грозит новыми скандалами.
В 2021 году на российском рынке было продано без малого 1,7 млн новых автомобилей, плюс в страну было ввезено около 250 тысяч подержанных легковушек и внедорожников, в основном свежих. То есть в совокупности около 2 млн единиц.
Данные темпы обновления автопарка позволяли поддерживать его средний возраст на более-менее приемлемом уровне. Во всяком случае, он не рос, законсервировавшись на уровне 14 лет. Но за последние два года тут произошли существенные изменения, уже в середине прошлого года он превысил 15 лет, а потом его почему-то перестали публиковать. К чему бы это?
Вариантов обновления автопарка, по сути, нет. «АвтоВАЗ» на предпоследнем издыхании, хотя планов громадьё.
«Наш производственный план в этом году около 400 тысяч автомобилей. Каждый автомобиль состоит из более чем 4,5 тысячи компонентов. В следующем году план более чем на четверть увеличить объем нашего производства, преодолеть планку 500 тысяч автомобилей, и таким образом дать ответ на внешние вызовы…», — заявил в декабре 2023-го глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов.
400 тысяч не осилили — сделали всего 350 тысяч машин. Из которых 30−50 тысяч всё ещё ждут импортных комплектующих, без них это не транспортные средства, а недвижимость, причём отнюдь не элитная. Импортозамещения как не было, так и нет, автокомпоненты в РФ никто производить не собирается. Поэтому планы в полмиллиона легковушек отдают ненаучной фантастикой. Если повторят результат 2023 года, это уже будет успех.
Но и в этом нет уверенности — проблемы с поставками комплектующих из «дружественных» стран, которые начались ещё год назад, до сих пор не устранены. Более того, они только усугубляются, и путей решения проблемы не видно.
В марте 1929 года на строительную площадку будущей «Магнитки» начали прибывать первые рабочие. А уже в 31 января 1932 года первая доменная печь Магнитогорского металлургического завода дала первый чугун. В чистом поле бывшие крестьяне, большая часть из которых учились читать и писать там же, на стройке, был возведён огромный завод. Который внёс неоценимый вклад в Победу. «Гора Магнитная — могила Гитлера», так говорят в городе. Потому, что именно её сталь и чугун уничтожал захватчиков.
С момента начала СВО прошло более двух лет, можно было построить массу заводов. Причём гиганты вроде «Магнитки» не нужны, металла в стране выплавляют много. Требуются небольшие производства, коих можно было организовать великое множество. Благо, денег хватает. Было бы желание.
Итак, завод в Тольятти способен закрыть 15−20% спроса на автомобили, и то в лучшем случае. Ввоз подержанных иномарок сводят на нет, «параллельный импорт» новых — тоже. Авто из КНР непомерно дороги, почему-то доступные машина к нам оттуда не везут, хотя таковые у китайцев есть. И они их, вне всякого сомнения, готовые продавать. Но в РФ таковых не наблюдается.
По-хорошему, развитие производств автокомпонентов и отстаивание интересов РФ перед лицом иностранных производителей — тех же китайских автоконцернов — прямая обязанность Минпромторга. Однако данная контора занимается совсем иным. Например, готовит запрет импорта запчастей на иномарки ушедших автопроизводителей. Что грозит вообще полным коллапсом автотранспорта в стране — как личного, так и корпоративного. Да и государственного, в общем-то, тоже.
«Местные автокомпонентные предприятия занимают не более 5% оборота последпродажного обслуживания автомобилей, а это значит, что при таком подходе более 90% товара просто подорожает для всего рынка», — говорит член правления Союза автосервисов России Илья Плисов.
Мало того, что нам перекрывают возможности купить пусть и подержанную, но живую машину — «утилизационный сбор» тоже дело рук Минпромторга — да ещё и наши старенькие авто хотят поставить на прикол.
Свистопляска с утилизационным сбором, с нерасторможенными машинами, с запретом импорта запчастей и прочими «новациями» от наших доблестных чиновников сильно нервирует российских автомобилистов. Есть ощущение, что именно этого российское чиновничество и добивается.