«Своё» парковочное место: Как персональное стойло для стального коня может выйти боком
Права собственности граждан на машиноместа в многоквартирных домах и специализированных комплексах вроде как узаконили, свои квадратные метры теперь можно оформлять как отдельный объект недвижимости. Прогресс? Да, но лишь частично. Во-первых, сама процедура далеко не простая, во-вторых, «подводные камни» с точки зрения законодательства всё равно остались.
Стоимость машиномест в подвальных (цокольных) этажах домов кое-где в РФ уже почти сравнялась с ценами на квартиры, особенно это касается обеих столиц и наиболее крупных городов-миллионников. За несметные деньги вы получаете в собственность некий кусок площади, который… в общем-то, практически никак не оформлен.
Аналогично — по примыкающим к жилым комплексам многоуровневым парковкам, которые непосредственно относятся к данному жилому дому. Вроде как у вас есть некая недвижимость, но кроме сомнительного договора купли-продажи (непонятно чего) иных документов нет. Собственно, эти самые «кривые» договора и могут стать камнем преткновения.
Федеральный закон от 23.11.2024 № 403-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона „О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и Федеральный закон „О государственной регистрации недвижимости“» позволяет выделить ваше машиноместо, преобразовав его в отдельный объект недвижимости.
Однако осуществить это очень непросто. Нужно вызвать кадастрового инженера, предоставить ему все документы — в том числе на само здание! — и на ваш кусочек подвала в том числе. Также требуется собственно кадастровый номер паркинга, а также отсутствие возражений со стороны соседей, что вы никому не мешаете. Кстати, очень тонкий момент — если соседи будут против, причём аргументированно, выделить недвижимость не получится.
В своё время автору довелось арендовать для своего мотоцикла машиноместо, на котором разместить автомобиль было невозможно — он блокировал бы выезд сразу двум соседям напротив. Дело в том, что на схеме «забыли» обозначить метровый столб, который перекрывал около трети ширины где-то на половине длины машиноместа, и поставить туда можно было разве что Smart. Или байк.
Покупатель, конечно, сам виноват, при покупке поленился посмотреть что именно приобретает. У него шли бесконечные суды — с компанией-продавцом, с самим комплексом и кем-то ещё, их результат неизвестен. Но данное машиноместо по новому закону — точно не объект недвижимости. Вообще непонятно что…
«Владелец доли в праве общей собственности на паркинг сможет выделить свое машиноместо в отдельный объект недвижимости, даже если другие совладельцы против или их слишком много, они друг друга не видели и не знают. Остальные собственники могут выразить возражения, но они должны быть обоснованными. Например, если машиноместо блокирует проезд или мешает использовать другие места — это обоснованное возражение. Просто „не согласен“ не считается», — говорит глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов.
В означенном случае как раз мешает — именно что блокирует проезд. И подобных прецедентов хватает, хотя, конечно, основная проблема несколько иная.
«Далеко не во всех домах паркинги оформлены как положено, порой и вовсе не оформлены, хотя ими торгуют. Как заставить выправить документы на весь комплекс, я вам даже не скажу, это нужны коллективные усилия всех собственников машиномест. Ответственным за здания лицам оно точно не надо.
Ещё один тонкий нюанс: вы живёте в одном доме, а машиноместо купили в подвале соседнего. Казалось бы, в чём проблемы? С точки зрения закона да, но фактически они могут быть. Точнее, будут. У вас тут нет квартиры, вы никто и никому не интересны.
Иными словами, «понаехаваший» — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Парковочные места считаются частью общедолевой собственности в многоквартирном доме, а вы в нём чужой", — объясняет совладелец столичной юридической фирмы Михаил.
Таким образом, закон лишь даёт теоретическую возможность оформить вашу собственность — пока что более чем условную! — выправив на неё документы. Как несложно догадаться, делать это придётся за свой счёт, кроме владельца конкретного машиноместа заинтересованных сторону тут нет, а услуги кадастровых инженеров, юристов и чиновников стоят денег. Каких — пока непонятно, но мало точно не покажется.
Есть ли в этом экономическая целесообразность? Тут вам нужно решать и считать самостоятельно. Но нужно понимать, что закон принят не просто так — по доброй душе, исходя из заботе о электорате. Хотя, конечно же, декларируется обратное.
«Закон устанавливает простые и прозрачные нормы в части парковочных мест, чтобы не было „соседских войн“ в жилых комплексах. Кроме того, парковочное место бывает трудно продать, а часть собственников не готовы нести бремя расходов по содержанию общего имущества. Благодаря уточнениям в законодательстве эти противоречия будут исключены», — говорит член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Абдулхаким Гаджиев.
Пока что машиноместо облагается небольшим налогом, а порой и вовсе никаким. Ведь оно как бы есть, но его де-юре нет — права собственности фактически не обозначены и в базах данных не учтены. Что будет после перехода в категорию «недвижимость» — непонятно, но явно ничего хорошего. Пока тут точной информации нет, но «сюрпризы» очень вероятны. Посему не следует бежать впереди паровоза, стоит дождаться разъяснений от налоговой службы.