Новости производителей, продавцов и любителей автомобилей. Обо всем, что связано с автомобилями

Польза и вред чип-тюнинга

0 46

Польза и вред чип-тюнинга

Основной задачей тюнинга автомобильного мотора является усовершенствование его технических характеристик: повышение мощности, увеличение крутящего момента, улучшение динамических и скоростных показателей.

  • 1 Что представляет собой чип-тюнинг
  • 2 Стоимость чип-тюнинга
  • 3 Как производится чип-тюнинг блока управления двигателем
  • 4 Установка дополнительных функций
  • 5 Тюнинг дизельного двигателя
  • 6 Плюсы Chip Tuning
  • 7 Минусы Chip Tuning
  • 8 Отзывы автовладельцев
  • 9 Нужно ли перепрошивать блок управления двигателем

Такое понятие как «чип-тюнинг двигателя» зародилось и укрепилось в конце 20-го века, когда инжекторы стали активно вытеснять карбюраторные ДВС. Модернизация электрической схемы управления двигателем позволяет сделать движок мощнее, при этом не нужно вносить никаких доработок в механическую часть.

Что представляет собой чип-тюнинг

При проведении чип-тюнинга (Chip Tuning) на автомобиле все усовершенствования приходятся на электрическую часть, в основном перепрограммируется блок управления двигателем. Кроме корректировки программы ЭБУ (электронного блока управления) с целью повышения мощности также устанавливаются дополнительные электронные модули. Чипование способно решать следующие задачи:

  • добавлять мощности ДВС в достаточно широких пределах (от 5 до 25%), на дизельных моторах с помощью перепрошивки можно получить «прирост лошадиных сил» до 40%;
  • улучшить динамику автомобиля;
  • несколько сэкономить топливо (разумеется, если машина будет эксплуатироваться не в спортивном режиме);
  • увеличить максимальную скорость.

Дополнительно с изменением программы блока управления нередко выполняется еще ряд действий по улучшению характеристик, при этом детали двигателя не затрагиваются:

  • снижение сопротивления в системе выпуска (установка прямоточного глушителя, тюнингованной приемной трубы);
  • увеличение давления в топливной системе;
  • установка «нулевого» воздушного фильтра;
  • нагнетание большего воздушного давления в двигателях с турбонаддувом.

Считается, что чип-тюнинг бывает профессиональным и любительским, если чипование производится опытными мастерами в специализированном автосервисе, на ресурсе ДВС он не отражается, разумеется, если мотор эксплуатируется в щадящем режиме. Еще может быть разным само перепрограммирование, можно:

  • перепрошить ЭБУ, установленный на автомобиле;
  • заменить стандартный блок управления на тюнингованный контроллер уже с готовой перепрошивкой.

Как уже отмечено, лучше всего чип-тюнингу поддаются дизельные двигатели, неплохого прироста мощности можно получить на турбированных движках любого типа. Хуже всего чипуются атмосферные ДВС, в среднем добиться улучшения мощностных показателей удается на 5-10 процентов.

Стоимость чип-тюнинга

Профессиональный Chip Tuning выполняется в специализированных автотехцентрах, подобные предприятия есть в каждом городе Российской Федерации. Чипование производится на различных моделях машин с бензиновыми инжекторными или дизельными ДВС, которые оснащены ЭСУД (электронной системой управления двигателем).

Цена перепрограммирования бывает разной и может заметно отличаться, она зависит от разных факторов:

  • от типа автосервиса и его ценовой политики;
  • региона и конкретного местоположения;
  • оснащенности предприятия;
  • конкретной модели автомобиля;
  • марки, типа и объема двигателя;
  • сложности и объема проводимых работ.

Нет ничего удивительного в том, что в таких крупных городах как в Москве или Санкт-Петербурге стоимость работ будет выше, чем в каком-нибудь районном центре или пригороде. Также сменить перепрошивку электронного блока получится дешевле у частного мастера, чем на станции техобслуживания. Цена обычно находится в пределах от 3000 и до 30000 рублей, если работы проводятся в комплексе (например, дополнительно удаляется сажевый фильтр, устанавливается прямоточная выпускная система), ремонт на технически сложном дорогом автомобиле (Mercedes S-класса, Bentley и т. д.) может обойтись еще дороже.

Как производится чип-тюнинг блока управления двигателем

Изменить программу ЭБУ можно не только, обратившись к профессионалам, но и самостоятельно, правда, для этого нужно:

  • обладать всеми необходимыми знаниями (очень хорошо разбираться в компьютерных программах);
  • найти нужную перепрошивку (в зависимости от версии можно ее купить или отыскать бесплатно в интернете);
  • приобрести микросхему (ПЗУ) и K-Line адаптер для подсоединения к электрической схеме автомобиля;
  • смастерить самостоятельно или купить готовый программатор.

Как сделать чип-тюнинг, рассмотрим на примере автомобиля Форд Фокус:

  • подключаем компьютер или ноутбук к бортовой сети, включаем компьютерное устройство;
  • запускаем программу ElMConfig, она есть в свободном доступе;
  • в меню выбираем модель автомобиля, в поле «скорость» устанавливаем значение Auto;

    Польза и вред чип-тюнинга

  • нажимаем кнопку «Открыть порт», попадаем на страницу с параметрами, выбираем нужный модуль (в данном случае PCM);

    Польза и вред чип-тюнинга

  • при переходе в раздел «Конфигурация» программа показывает данные автомобиля – VIN, тип кузова, КПП, мощность генератора и т. д.,

    Польза и вред чип-тюнинга

  • для того чтобы попасть на страницу прошивок, необходимо перейти в подраздел «Процедуры», затем нажать на кнопку «Страница 2»;

    Польза и вред чип-тюнинга

  • дальше нажимаем «Загрузить прошивку из HEX/PHF/BIN- файла», выбираем необходимый нам вариант (не забыв найти среди предлагаемого программного обеспечения нужную модель авто);
  • программа предлагает сохранить конфигурацию (данные об автомобиле), и с этим соглашаемся, нажимая «Да».;

    Польза и вред чип-тюнинга

  • затем переходим по иконке « записать текущую прошивку в PCM», программа опять предлагает на выбор два варианта – «да или нет»;

    Польза и вред чип-тюнинга

  • выбираем «Да», перед прошивкой включаем зажигание, но двигатель не запускаем. Для перепрограммирования без сбоев очень важно, чтобы компьютер не ушел в спящий режим, не выключился из-за разряженной батареи;
  • во время прошивки сначала стирается старая запись, а затем уже записывается новая программа. Скорость записи зависит от типа адаптера, в среднем загрузка может идти от 2 до 5 минут.

Прошивку можно выбрать по своему усмотрению: если катализатор с лямбда-зондом установлены и работают нормально, устанавливаем программу под Euro-4, если катализатор удален – Euro-2. Установить, чипованный автомобили или нет, очень сложно, так как у программы будет оригинальный идентификатор. Если после перепрошивки эксплуатировать машину в том же режиме, двигатель станет экономичнее. Но, как правило, более отзывчивая на нажатие педаль газа и увеличенная мощность двигателя провоцируют агрессивный стиль езды, в этом случае сэкономить на горючем уже вряд ли получится.

Также следует знать, что существует стандартный (для рядовых пользователей) и спортивный чип-тюнинг. «Спортивную» программу использовать на автомобиле заводского изготовления не следует, так как при такой перепрошивке нужно будет устанавливать спортивные распределительные валы, облегчать маховик, поршневую группу и т. д. При стандартном чиповании нет какой-то особой перегрузки двигателя, мотор работает в щадящем режиме, на ресурс ДВС изменение программы ЭБУ практически не влияет.

Установка дополнительных функций

По такому же принципу чипование производится и на других моделях автомобилей, неважно, будет это Киа, Тойота или Шевроле. После установки новой версии можно изменить конфигурацию ЭБУ, например, добавить/ убрать такие функции, как автоблокировка замков дверей при движении, опускание и подъем стекол с брелока. Также компьютерная программа может управлять другими дополнительными опциями:

  • автоматическим включением обогрева лобового или заднего стекла после запуска двигателя;
  • контролем давления в шинах (на автомобилях с ESP);
  • функцией Bluetooth;
  • изменением фаз газораспределения;
  • Eco Mode и прочее.

На новой машине опции активированы заводом-изготовителем не все, с помощью компьютерной программы произвести апгрейд того дополнительного оборудования, которое установлено на автомобиле, достаточно просто.

Тюнинг дизельного двигателя

Многие современные дизели оснащается топливной системой с непосредственным впрыском (тип Common Rail), такие моторы оборудуются системой изменения фаз газораспределения, также присутствуют и другие системы, которыми управляет электронный блок. Двигатели достаточно легко поддаются чип-тюнингу, мощность и приемистость здесь повысить довольно легко, так как ДВС ограничены заводскими установками по многим показателям согласно экологическим нормам (попросту говоря, «задушены»).

Польза и вред чип-тюнинга

Разумеется, чипование дизеля необходимо производить в условиях профессионального автосервиса – квалифицированный специалист сможет грамотно, не допуская случайно сбоев, обновить программу до нужной версии, сделать резервную копию на тот случай, если будет нужно вернуться к первоначальным установкам. Перепрошивка на дизельных моторах выполняется практически так же, как и на бензиновых движках, установить новую программу можно, если ЭБУ находится на автомобиле, а также, если блок снят и перепрошивается в стационарных условиях со всем необходимым оборудованием. Чип-тюнинг возможен не только на иномарках, но и на русских автомобилях, например на дизельном внедорожнике УАЗ Патриот в рестайлинговом варианте.

Плюсы Chip Tuning

Любой вид тюнинга предполагает усовершенствование автомобиля (его внешнего вида, ходовых качеств), чип-тюнинг тоже не является исключением. Перепрошивка блока управления дает возможность двигателю «дышать» в полную силу, и водитель авто получает преимущества:

  • с большей уверенностью и безопаснее совершает на трассе маневры, особенно важны лишние «лошадиные силы» при обгоне;
  • с легкостью управляет транспортным средством – когда машина чутко реагирует на педаль газа, она становится «послушнее»;
  • при размеренной, неторопливой езде добивается экономии топлива;
  • если у мотора достаточная мощность, может уже без опаски включать кондиционер, не боясь, что пропадет тяга.

Перед стандартным тюнингом Chip Tuning также имеет преимущества:

  • перепрошивка блока управления – не такая трудозатратная работа, как, например, расточка блока цилиндров, облегчение маховика/ поршней и так далее;
  • чип-тюнинг стоит относительно недорого, изменения в конструкцию ДВС не вносятся, и если перепрошивка по какой-либо причине не устраивает автовладельца, блоку управления всегда можно вернуть заводские настройки;
  • разборка и сборка двигателя всегда отнимает немало времени, а ЭБУ перепрограммировать получается гораздо быстрее.

Также несомненный плюс чип-тюнинга – это решение проблемы с катализатором или сажевым фильтром, если они вышли из строя, а на покупку новых оригинальных деталей нет средств. Установка «обманки» и перепрограммирование электронного блока полностью решает задачу – динамика и мощность ДВС полностью восстанавливается, мотор обретает «вторую жизнь».

Польза и вред чип-тюнинга

Минусы Chip Tuning

У чипования есть не только положительные стороны, но и отрицательные, и прежде чем производить чип-тюнинг, будет не лишним взвесить все «за» и «против». А недостатки здесь следующие:

  • при повышении мощности до максимального значения есть риск загубить мотор, хотя для этого нужно эксплуатировать ДВС на максимальных нагрузках;
  • ресурс двигателя хоть и незначительно, но сокращается (обычно не более чем на 4%);
  • при динамичной манере вождения расход топлива будет не уменьшаться, а лишь возрастать;
  • при некачественно выполненной прошивке блок управления может выйти из строя.

В основном все недостатки чип-тюнинга связаны с неквалифицированно выполненной работой, и можно еще раз повториться, что электронику автомобиля следует доверять только профессионалам. Грамотная установка нужной прошивки только продлит жизнь автомобильного двигателя, конечно, если еще к машине относиться бережно.

Отзывы автовладельцев

Чип-тюнинг обрел немалую популярность среди собственников автомобилей различных марок, находится немало желающих улучшить технические характеристики автомобиля, сделать машину более скоростной и динамичной. В основном о Chip Tuning в сети встречается положительные отзывы, но не все автовладельцы хвалят автосервисы и частных мастеров, и эта основная причина, почему у некоторых складывается негативное мнение.

Петр . Катаюсь на УАЗ Патриот, 2,7 л, а так как у «Патрика» аппетит зверский, решил сделать перепрошивку. Слышал, что если не гонять, после установки новой программы машина будет экономичнее, по мне это самый раз, я езжу аккуратно. Нашел сервис по акции, цена устроила. Там мне перевели мой внедорожник на Евро-2, отключили лямбду и катализатор.

Что могу отметить. Не могу сказать, что после чип-тюнинга бензинового двигателя мой «конь» стал ураганным, но динамика все-таки немного улучшилась. Внимательно присматривался к расходу и понял, что он практически не изменился, может быть, я как-то не так езжу? В общем, ничего отрицательного или положительного сказать не могу, правда, раньше мой Уазик еле-еле разгонялся до 145, а теперь я выжимаю аж 170. Так в целом движок не тупит, на ошибки в электронике я не обращаю внимания. Кстати, прошивку установил Адакт.

Максим . Перепрошивал свой Рено Дастер, автомобиль хотя и достаточно молодой, но сразу же тупил (на автомате), расходовал бензин больше нормы и плохо разгонялся. Съездил на чип и остался очень доволен. Вся тупость пропала, педаль газа теперь реагирует мгновенно, где-то на 0,7-0,8 л снизился расход. Всем рекомендую перепрошивать «мозги» и мастера Романа, у которого ремонтировался, нужно было сразу после покупки отогнать машину к нему!

Влад . Менял прошивку на своей Chevrolet Niva, сменил на Евро-2. Тюнинговал не ради гонок (не любитель скоростной езды), основная цель – экономия горючки. После колдовства с моим блоком управления мастер мне показал, какие он изменил параметры, и что можно сразу проверить. Холостые обороты на ВАЗ поднялись до 880 (раньше было 840), и температурный порог в системе охлаждения опустился до 99 градусов.

Теперь я использую 92 бензин, пальцы не звенят, машина лучше тянет на низах. Сделал контрольный замер расхода топлива, горючки стало меньше уходить где-то на 0,5 литра. В общем, мне все нравится, чип-тюнинг проведен не зря.

Александр . Являюсь владельцем Рено Логан (1.6 л, механика), долго мучился с плохим запуском двигателя даже в небольшой мороз, плавали холостые обороты. Решился на перепрошивку, в автосервисе удалили датчик кислорода, установили Адакт. Впечатления от проделанной работы только положительные – рычаг КПП теперь не дрожит, коробка переключается плавно, ХХ стабильный, машина прет как танк, обороты подхватываются с самых низов, движок запускается хорошо. В общем, зря переживал, все отлично.

Польза и вред чип-тюнинга

Нужно ли перепрошивать блок управления двигателем

Если автомобиль ведет себя нормально (умеренно расходует топливо, хорошо разгоняется, не троит), может быть, и не стоит вмешиваться в электронную систему ДВС, особенно, если водителя все устраивает. Чип-тюнинг выполняется в основном лишь в тех случаях, когда работа двигателя напрягает, есть неполадки или сбои:

  • машина не сразу реагирует на педаль газа;
  • разгон вялый, при увеличении оборотов появляются рывки;
  • не хватает динамики, особенно под нагрузкой (например, если включается кондиционер);
  • забившийся катализатор (сажевый фильтр) создает проблемы.

Чипуют ЭБУ нередко при отключении катализатора, и в основном на тех авто, где устанавливается не менее двух кислородных датчиков (один перед катализаторной банкой, другой – сразу после нее). Так как после врезки пламегасителя вместо катализатора меняется состав выхлопных газов (увеличивается токсичность), лямбда-зонд, находящийся за пламегасителем, фиксирует превышение CO в выхлопе, на панели приборов авто высвечивается ошибка. Избавиться программно от нее можно только с помощью перепрошивки блока, обычно в таких случаях устанавливают программу с адаптацией мотора под Евро-2.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.