Предпусковой подогреватель двигателя на авто
Предпусковой подогреватель значительно облегчает жизнь многим автомобилистам, эксплуатирующим автомобили в холодных условиях зимы. На Крайнем Севере без подобного устройства обойтись сложно – запустить двигатель на морозе -40 или — 50?C очень проблематично, поэтому подогреватель во многих случаях просто необходим.
- 1 Принцип работы предпускового подогревателя
- 2 (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Типы предпусковых подогревателей
- 3 Предпусковой подогреватель 220в
- 3.1 Предпусковые подогреватели, встраиваемые в блок цилиндров
- 3.2 Выносные предпусковые подогреватели
- 4 Автономные предпусковые подогреватели
- 5 Предпусковой подогреватель дизеля
- 6 Предпусковой подогреватель с помпой
- 7 Предпусковой подогреватель «Бинар»
- 8 Предпусковой подогреватель 14ТС-10
- 9 Предпусковой подогреватель КАМАЗ
- 10 Установка предпускового подогревателя
В советское время различные устройства для облегчения запуска холодного мотора применялись в военной технике и большегрузных автомобилях, но чаще всего автомобилисты действовали по старинке, и у многих водителей утро начиналось с ведра горячей воды. Так как тосол использовался тогда редко, радиатор охлаждения заправлялся водой, и после рейса зимой охлаждающая жидкость из системы сливалась.
Принцип работы предпускового подогревателя
Сейчас уже практически никто не пользуется водой, в систему охлаждения заливается тосол или антифриз. Заводятся многие современные автомобили быстро даже в мороз, но при слабом аккумуляторе или при очень низкой температуре окружающей среды двигатель внутреннего сгорания (ДВС) может и не запуститься. Для запуска мотора используются предпусковые подогреватели, и они бывают различных типов.
Почти все предпусковые подогревающие устройства работают по одному принципу:
- элементы подогрева врезаются в систему охлаждения;
- за счет отопительного котла охлаждающая жидкость подогревается;
- тосол прогоняется специальным насосом по охлаждающей системе – прогревается двигатель, одновременно теплее становится в салоне автомобиля.
В холодном моторе зазоры между трущимися деталями сокращаются, и от трения уменьшается ресурс двигателя. Поэтому подогреватель не только облегчает запуск холодного ДВС, он также предохраняет детали силового агрегата от преждевременного износа. К тому же с системой подогрева в более щадящем режиме работает стартер, а значит, и он сможет прослужить дольше.
Современные устройства могут работать даже под управлением сотового телефона, на многих автомобилях включение предпускового подогревателя осуществляется таймером на панели приборов. Некоторые автомашины комплектуются подогревателями с завода.
Типы предпусковых подогревателей
Системы для прогрева охлаждающей жидкости автомобили могут быть различных типов:
- автономные, работающие на автомобильном топливе (бензиновые, газовые, дизельные);
- электрические, питающиеся от сети 220 вольт.
Есть еще аккумуляторные предпусковые подогреватели «термосного» типа, они работает по принципу накопления тепла – в охлаждающую систему автомобиля встраивается «термос». Но такие устройства применяются достаточно редко, и хотя они очень экономичны, у них есть существенные недостатки:
- объемный «термос» занимает много места;
- сама установка системы достаточно сложная.
Предпусковой подогреватель 220в
Электрические подогревающие устройства относятся к наиболее простым и недорогим, но их главный недостаток – привязка к сети напряжения 220 вольт.
По своей сути электроподогреватель во многом напоминает обыкновенный кипятильник, он может за 30 минут нагреть двигатель до 90 градусов. Такой вид подогревателей получил широкое распространение в Европе, например, в Швеции или Финляндии на автомобильных стоянках предусмотрены специальные розетки на 220 вольт. В России такой сервис не развит, в основном электроподогреватели используются в частных гаражах.
Предпусковые электрические подогреватели могут быть разными по своей конструкции и степени сложности. Если устройство не оборудовано таймером, то его без присмотра оставлять опасно – можно не только перегреть двигатель, но и устроить пожар. Все электроподогреватели подразделяются на типы:
- выносные (наружные);
- встраиваемые в блок цилиндров.
Предпусковые подогреватели, встраиваемые в блок цилиндров
По своей структуре «блочный» электроподогреватель очень прост – он состоит из нагревательного элемента, электрического провода и вилки. Как правило, такие устройства маломощные, и в зависимости от модели могут потреблять в среднем от 400 до 800 ватт. Преимущества подогревателя, встраиваемого в блок цилиндров:
- прогрев идет от самого двигателя, он происходит равномерно;
- для его установки шлангов, крепежа и дополнительных элементов не требуется – конструкция получается простой, ломаться здесь практически ничему;
- благодаря небольшой мощности перегреть ДВС практически невозможно, поэтому такое устройство можно оставлять без присмотра на длительное время, например, на ночь.
Но электоратподогреватели с таймером все же удобнее – они более экономичны, так как при достаточном прогреве двигателя отключаются от электросети.
Выносные предпусковые подогреватели
Электроподогреватели наружного типа в России более распространены, чем «блочные» подогреватели. Здесь устройство врезается в контур при помощи дополнительный шлангов, сам нагревательный элемент отличается большей мощностью: среднее потребление электроэнергии – от 1 до 2 киловатт, для грузовиков обычно используются подогреватели на 3 кВт.
По конструкции выносные электроподогреватели сложнее, в состав таких устройств дополнительно входит:
- комплект дополнительных шлангов;
- переходники;
- терморегулятор;
- различные крепления.
Предпусковой электроподогреватель может быть как российского, так и импортного производства, существуют системы с естественной и принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Еще есть подогреватели с бамперным разъемом, они очень удобны в использовании, так как при подключении устройства нет необходимости открывать капот автомобиля.
Автономные предпусковые подогреватели
Автономные подогреватели работают на дизельном, бензиновом и газовом топливе, имеют свои преимущества:
- для запуска двигателя не требуется бытовая электрическая сеть 220 вольт;
- подогреватель работает на том же топливе, что и сам двигатель;
- от такой системы тепло подается не только на двигатель, но и в салон автомобиля.
Но у «автономки» есть свои минусы:
- увеличивается расход топлива;
- монтаж подогревающего автономного устройства должен быть выполнен очень качественно, неаккуратность может привести к возгоранию автомобиля;
- цена автономных систем, как правило, выше.
Предпусковой подогреватель дизеля
Для дизельных автомобилей наличие предпускового подогревателя имеет большое значение, так как на холоде дизель запускается гораздо труднее, чем бензиновый двигатель. Применение подогревателя на машинах с дизельным мотором дает следующие преимущества:
- экономится деньги на дорогих присадках и добавках, которые необходимы для надежного запуска холодного двигателя зимой;
- снижается расход топлива, так как уже не нужен очень длительный прогрев ДВС;
- машина гарантированно заведется в любую погоду, даже при температуре ниже -30?C.
Для дизельных двигателей используются как электрический (220 вольт), так и автономный предпусковой подогреватель.
Предпусковой подогреватель с помпой
Подогревающие предпусковые устройства для двигателя с насосом (помпой) относятся к выносным электроподогревателям, работающим от электросети 220 вольт. В отличие от простых электроподогревателей устройства с насосом более эффективны, так как подогреваемая охлаждающая жидкость в системе циркулирует в принудительном порядке, нагрев происходит быстрее и более равномерно.
Подогреватели с помпой выпускаются как в России, так и за рубежом, среди российских моделей известны:
- Старт-ТУРБО компании «ТюменьАвтоДеталь»;
- «Северс+» завода «Лидер»;
- «Атлант» тюменского производства.
Среди иностранных устройств наибольшую популярность завоевали товары компаний:
- «Лунфэй» (Китай);
- OWL (Германия);
- Defa (Норвегия);
- Calix (Швеция).
Электроподогреватели с помпой могут иметь мощность от 0,7 до 3 кВт, для автомобиля мощность рассчитывается в зависимости от объема охлаждающей жидкости, находящейся в системе охлаждения автомобиля.
Предпусковой подогреватель «Бинар»
Производителем предпусковых автономных подогревателей под маркой «Бинар» является самарский холдинг «Адверс», подогревающие устройства рассчитаны на работу с дизельными и бензиновыми двигателями.
После включения подогревателя топливный насос системы подогрева подает топливо на свечу накаливания устройства, где топливовоздушная смесь воспламеняется, и образовавшимся теплом подогревается охлаждающая жидкость (ОЖ). С помощью прокачивающего насоса происходит циркуляция ОЖ, по такой схеме нагревается двигатель и салон автомобиля. Как только температура достигает нужного значения, включается салонный мотор отопителя, и салон автомашины прогревается.
Модель предпускового подогревателя «Бинар-5Б» подходит для легковых и коммерческих бензиновых автомобилей с напряжением бортовой сети12 вольт, «Бинар-5Д» рассчитан работу с дизелями и выпускается в двух вариантах – для сети с напряжением 12 и 24 вольта, его мощность – 15 кВт.
Предпусковой подогреватель 14ТС-10
Производителями жидкостного предпускового подогревателя 14ТС-10 являются компании «Теплостар» и «Адверс», работает предпусковое устройство на дизельном топливе. Модель 14ТС-10 рассчитана на два режима – экономичный и предпусковой, устанавливается на грузовиках, автобусах и спецтехнике с напряжением сети 24 вольта.
Модель 14ТС-10 оснащается блоком управления, который контролирует температуру ОЖ. По предпусковой программе антифриз нагревается до +70?C, и затем с максимального режима переходит на умеренный режим. Блок управления может поддерживать постоянную температуру, и если ОЖ охлаждается ниже +55?C, то предпусковой подогреватель снова включается в режиме «полный».
Предпусковой подогреватель КАМАЗ
Пусковое подогревающее устройство для КАМАЗа необходимо, и в условиях холодной зимы без него никак не обойтись. Все дело в том, что при температуре воздуха ниже -15 ?C дизтопливо и моторное масло становятся вязкими и густыми, и запустить двигатель крайне сложно.
В зависимости от комплектации предпусковой жидкостный подогреватель на КАМАЗе может устанавливаться штатно, на ранних выпусках грузовики комплектовались «подогревом» модели ПЖД-30. На современных грузовых автомобилях часто применяются модели типа 15.8106, нередко используются и подогреватели 14ТС-10.
Установка предпускового подогревателя
Проще всего устанавливается «блочный» электроподогреватель, обычно устройство крепится непосредственно на блоке двигателя с помощью распорной планки. Установка производится следующим образом:
- сливается антифриз из радиатора и блока цилиндров;
- выбивается заглушка на БЦ;
- на место заглушки устанавливается электроподогреватель – устройство крепится с помощью специальной распорной планки, входящей в комплект подогревателя, и фиксируется гайкой;
- заливается охлаждающая жидкость.
Более популярны наружные электроподогреватели, в частности, многие автовладельцы устанавливают недорогой и надежный «Северс-М» (на примере Mitsubishi Space Gear):
- сливается тосол;
- корпус устройства монтируется на лонжероне кузова (слева от КПП) с помощью крепежных элементов, входящих в комплект подогревателя (ставится горизонтально, выходным отверстием вверх);
- разрезается патрубок задней печки (идущий от корпуса термостата), в него устанавливается тройник;
- тройником соединяется печка и входной штуцер подогревателя, при этом используется патрубок из комплекта;
- разрезается шланг, идущий от головки блока к расширительному бачку, с помощью второго тройника и патрубка из комплекта соединяется выходной штуцер подогревателя;
- на патрубках затягивается хомуты, и в систему охлаждения заливается тосол.
Устанавливать автономные предпусковые подогреватели сложнее – дополнительно приходится монтировать котел, подсоединять топливный насос устройства к топливной системе и подавать на него электоропитание. Обычно установку автономных систем производят в специализированных автосервисах, так как работа требует определенных навыков.