Новости производителей, продавцов и любителей автомобилей. Обо всем, что связано с автомобилями

Брать или не брать? Авторынок в панике от курса доллара

0 79

Брать или не брать? Авторынок в панике от курса доллара

Ряд автосалонов установили «плавающие» цены на легковушки. Да, памятных по девяностым годам «условных единиц» пока нет, но до них уже рукой подать. Причём это касается не только новых, но и подержанных авто! За последний месяц американская валюта подорожала на 15%, причём есть все основания полагать, что наши финансовые власти продолжат валить рубль. Торговцы в недоумении, что делать, непонятно — дорогие легковушки люди не купят, а терять прибыли не хочется.

В крупных автосалонах ценники пока не снимают и не переписывают, однако просто зайти и купить авто уже нет возможности. Отгружают лишь предварительно предоплаченные или полностью оплаченные машины, новым клиентам предлагают «зайти на днях».

«В настоящий момент импортеры на фоне ослабления рубля находятся в режиме ожидания. Если движение рубля вниз не остановится, то можно ожидать, что стоимость автомобилей будет пересмотрена вверх», — говорит замгендиректора автомобильной группы «Авилон» Ренат Тюктеев.

Частные торговцы — так называемые «автоплощадки» — более конкретны. Там цены «динамические», меняются каждый день.

«Мы возим машины из Японии, в основном под заказ, и уже месяц как фиксируем для клиентов цены в долларах. Оплата в них же, если есть возможность, или в рублях по курсу Центробанка плюс 6 рублей. Почему шесть? А чёрт его знает, не я это придумал, так почти все во Владике поступают, вот и мы тоже. Случаев отказа от заказов пока не было, но если всё так пойдёт и дальше, то таковые появятся. Массово. Люди сейчас выгребают последнее, дабы оплатить машины, их денежные запасы уже давно иссякли. Готовимся к худшему», — рассказывает Василий, владелец фирмы по импорту продержанных авто и мотоциклов из Японии.

«Сейчас почти все китайские компании занимаются расчетами для обновления цен на машины. Я думаю, что рост курса доллара/евро/юаня будет заложен в цены в течение двух месяцев. Китайские компании более жестко подходят к этому вопросу, чем европейские. По моим ощущениям, рост цен будет находиться в диапазоне 8−12%. Первая реакция рынка окажется негативной, но практика последних двух лет показала, что за 1−2 месяца происходит адаптация к новым ценам и новой реальности», — считает гендиректора компании «Автодом» Андрей Ольховский.

Как видим, два полярных мнения. Но и аудитория разная — в первом случае это те, кто наскрёб до миллиона рублей на праворульку, с другой — покупатели дорогих европейских седанов и китайских кроссоверов за 5−7 млн рублей. Разные аудитории, разные возможности. И разные социальные группы. Первая — простой народ. Вторая — персонажи, близкие к чиновничьим или олигархическим кругам, у этих деньги есть. Примечательно, что подержанные иномарки нынче «модно» покупать в кредит. Согласно данным агентства «Автостат» за первую половину 2023 года число выданных ссуд па покупку подержанных машин выросло в количественном выражении на 88%, в денежном — на 138%. Собственно, это очень хорошо коррелирует с общим увеличением кредитного портфеля — отсутствие заработка вынуждает людей залезать в долговую кабалу. Впрочем, многие рассчитывают не платить по своим долгам, и объёмы просроченных кредитов растут.

За первый квартал 2023 года российские банки выдали автокредитов на 600 млрд рублей, сколько точно за второй — пока не посчитали, но никак не меньше. Итого более триллиона рублей за полгода, причём в основном на них куплены подержанные авто. Ничего удивительного, ведь рынок новых легковушек за 2022 год просел на 75% и не думает восстанавливаться.

«Большая часть автокредитов в РФ до сих пор выдается на автомобили с пробегом. В зависимости от банка на сделки с подержанными машинами приходится от 30% до 80% от объема выдач. В целом по рынку их доля к концу полугодия превысила 64%», — говорит проектный лидер агентства Frank RG Станислав Сухов.

При этом в исследовании, подготовленном Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), говорится, что уже 20% заёмщиков допускает пропуск платежей. Или вовсе неплатежи. Миллионы людей либо не платят банкам, либо делают это крайне нерегулярно. В том числе и по автокредитам. Кстати, по ним почему-то нет отдельной статистики, последние данные о совокупном объёме просроченной задолженности аж за 2021 год.

«Очень много стало тех, кто взял автокредит и не платит, по сравнению с прошлым годом их число стало раза в два больше. А то и в три — сужу по своей работе, мы как раз такие для нашего банка машины ищем. Потом наводим на них судебных приставов, которые арестовывают данное имущество неплательщиков. Работать становится откровенно страшновато, люди сейчас стремительно теряют остатки уважения к властям и закону. Посему работники ГИБДД, а также люди из ФССП, тоже не горят желанием с ними общаться», — рассказывает работник одного крупного банка.

В сложившейся ситуации могли бы выручить недорогие отечественные авто, но таковых нет в природе. Цены «АвтоВАЗа» продолжают расти, самая дешёвая машина вскоре станет стоить больше миллиона рублей. Завод более чем на 50% зависит от импортных комплектующих, обещанного импортозамещения по автокомпонентам так и не появилось. Собственно, в этом направлении вообще нет никаких подвижек.

И не только тут. Автомобилей явно не хватает, всем понятно, что отечественные производители не способны удовлетворять спрос, а импорту ставят всё новые и новые препоны. Со следующего месяца власти повышают так называемый «утилизационный сбор» на все ввозимые иномарки, причём сразу в 2,5−3,5 раза!

«С учетом всех мнений было принято решение об индексации утилизационного сбора на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы с 1 августа этого года. Мы также согласились с предложением Совета Федерации — индексация утильсбора утверждена как в отношении юридических лиц, так и в отношении физических лиц, целенаправленно ввозящих импортные автомобили для перепродажи.

Перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают конечных потребителей дальнейшим гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. От этого страдает и покупатель, и дилерское сообщество, с которым мы также находимся в постоянном контакте", — заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

То есть и сами не произведём, и другим не дадим ввезти. Ходите пешком.

«Я неоднократно слышал, в том числе от президента „АвтоВАЗа“ Максима Соколова, что в страну бесконтрольно везут много автомобилей. И Максим Соколов не скрывал, что он и некоторые другие производители лоббировали повышение утильсбора. Которое совершилось в самое неудачное время… Доллар взлетел в космос, и так понятно, что автомобили сильно подорожают, а тут еще утильсбор повышается», — возмущается автоэксперт Игорь Моржаретто.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.