Новости производителей, продавцов и любителей автомобилей. Обо всем, что связано с автомобилями

Кому мы платим на автозаправке?

0 131

Кому мы платим на автозаправке?

Российские чиновники внезапно начали распинаться на тему доступности топлива в нашей стране. К чему бы это? Вроде как цены на АЗС сильно не растут, народ особо громко не ропщет. Однако проблемы назревают. Так, сельхозпроизводители намерены потребовать полной отмены акцизов на ГСМ. Пока о каких-то угрозах со стороны крестьян нет и речи, но именно что пока… Бензин и солярка в нашей стране, на самом деле, очень дороги, и этот фактор очень сильно сдерживает развитие экономики.

«Стоимость бензина в России в настоящее время вдвое ниже, чем в среднем в европейских странах. Внутренний рынок нефтепродуктов в течение всего 2022 года был надежно обеспечен топливом. Динамика цен уверенно держалась ниже уровня инфляции. Такой результат при стремительных изменениях мировых цен на нефть в первую очередь достигается за счет демпферного механизма, который способствует обеспечению достаточной доходности бизнеса при сдерживании розничной стоимости топлива на АЗС», — говорит вице-премьер Александр Новак.

Собственно, с ценами разберёмся потом, гораздо интересней иное — с чего это вдруг чиновник начал подобную пропаганду? Вроде как бензин и дизтопливо сильно не дорожают, более того, в стране явный избыток нефтепродуктов — на их импорт из России наложено эмбарго.

Однако на днях в очередной раз была поднята тема акцизов на дизтопливо для села.

«Цены на ГСМ в том году были достаточно стабильными, к концу года стали даже меньше в некоторых регионах. Но мы не знаем, какой в этом году будет цена, поэтому предлагаем убрать акцизный сбор на дизтопливо для аграриев — трактора и комбайны не ездят по федеральным трассам. Это справедливое требование, будем добиваться его решения на госуровне», — сообщил президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников.

На ГСМ у аграриев приходится до 20% себестоимости продукции, и от цены на топливо, по сути, зависит сама жизнедеятельность многих хозяйств. Ставка акциза на дизельное топливо на 2023 год — 9938 рублей за тонну. В тонне солярки 1300 литров, то есть акциз даёт рост стоимости на 7,64 рубля. Очень прилично — более 10%.

Поддержка селу сейчас очень нужна, там проблем — выше крыши. Растут цены на семенной материал (импорт), на запчасти (тоже привозные), да ещё и погода не радует — есть оценки, что в этом году мы потеряем 9−10% озимых. Поэтому отмена акциза очень поддержит крестьян.

Уже придумали и как решить проблему попадания «аграрной» солярки в баки иных транспортных средств.

«Инициатива об отмене акциза на дизтопливо для аграриев звучит уже минимум 15−20 лет. Предложение правильное — это хороший и достойный метод поддержки. Причем он может быть реализован достаточно просто: добавить краситель в топливо для сельхозорганизаций, и если на каком-нибудь грузовике не у сельхозпроизводителя найдут это топливо, то штраф должен быть на уровне стоимости этого грузовика. Никто в таком случае рисковать не будет», — считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут

Однако подобные предложения очень сильно пугают власти, так как присоединиться к подобным «льготам» захотят многие. Недорогое дизтопливо нужно перевозчикам, строителям, да и коммунальным службам тоже. Народу оно тоже не помешает, равно как и бензин по более низким ценам.

Тот же Александр Новак неоднократно говорил, что себестоимость добычи барреля нефти в России — около $10. Почему в валюте? Кто же его знает, чиновники вообще в рублях считают плохо… Но независимые аналитики, включая международных, говорят о той же цифре. Положим, это 700 рублей. Из барреля нефти получается около 100 литров бензина и 30 литров солярки. Плюс ещё авиационный керосин (около 25 литров), мазут, всякий разный газ и прочее нужное сырьё. Условно говоря, себестоимость бензина — около 6 рублей за литр, а солярка и вовсе побочный продукт, почти отходы. Она, считай, бесплатная. Хотя на АЗС — дороже 95-го.

«Себестоимость производства дизельного топлива значительно ниже, нежели бензина. И раньше оно стоило дешевле. Но вам же продают товар, который имеет некие потребительские свойства», — объясняет доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Леонид Багдасаров.

Бензин ещё нужно получить, то есть переработать нефть. Вместе с затратами на это его стоимость поднимется где-то до 7−8 рублей, не больше. Солярку можно продавать рубля по два, а то и меньше.

Фантастика? Отнюдь. Например, в Иране, по данным Globalpetrolprices в пересчёте на российскую валюту литр бензина стоит 3,7 рубля. Солярка там же — 75 копеек за литр. У персов себестоимость добычи меньше, около $5−7 за баррель, всё примерно так и получается. Правда, без «накрутки» — нефтегазовая отрасль там государственная и работает на благо всей страны.

На кого работает эта отрасль у нас, известно всем. Но платим-то мы. 50-литровый бак 92-го бензина стоит около 2500 рублей, то есть 10−12% от средней по стране месячной зарплаты, которая составляет 20−25 тысяч рублей. Такой же бак солярки — еще дороже, 12−15% в зависимости от региона (местами цены на дизтопливо доходят до 70 рублей и выше).

В Германии средняя зарплата «нетто» в 2700 евро, тот же бак бензина при его цене 1,78 евро за литр обойдётся в 90 евро. Вроде как дорого. Однако это всего 3,3% от получки. Дизтопливо чуть дешевле, но именно что чуть — 1,76 евро. Всю нефть и нефтепродукты немцы покупают, собственная добыча ничтожна.

Американцы в среднем зарабатывают около $3000 в месяц после уплаты налогов, сейчас там цены такие: 50 литров Regular (аналог нашего 92-го) — 50 долларов. Или 1,5% зарплаты. Солярка дороже, уже $1,2 за литр. Но в частном пользовании дизельных авто немного, да и всё равно недорого. Бизнес тоже не особо возмущается. 50% нефти и нефтепродуктов США импортируют.

Поляки зарабатывают в среднем порядка 4900 злотых в месяц, чистыми, на руки. Бензин — 6,7 злотых, солярка — 7,6 злотых. То есть 50-литровый бак — это 6,8% процентов от зарплаты «в бензине» или 7,7% «в дизеле». Всю нефть и нефтепродукты поляки завозят извне.

У КНР зарабатывают 6000 юаней в месяц, минус 10% налог для доходов подобного уровня. То есть 5400 юаней на руки. Бензин — по 8 юаней за литр, бак — 400 юаней или 7% от зарплаты. Всё топливо привозное.

Японцы получают в среднем 300 тысяч иен в месяц, это чистыми, бензин — по 165 иен, бак соответственно 2,7% от зарплаты. Как несложно догадаться, свой нефти у Страны восходящего солнца нет.

В Иране средний доход — около 19 млн. риалов, тоже чистыми. 50-литровый бак бензина — всего 0,5% от зарплаты! Солярку предлагается посчитать самостоятельно, это сущие копейки. Нефть своя, нефтепродукты, понятное дело, тоже. Страна активно развивается.

И вот тут возникает резонный вопрос — почему даже в тех странах, которые покупают нефть, ГСМ стоит дешевле, чем в России, в которой топлива просто залейся? Ведь тот же Иран продаёт нефть за границу по «мировым» ценам, а граждане страны получают топливо по себестоимости. И такая ситуация не только в этой стране. Кувейт, Венесуэла, Ирак, Саудовская Аравия…

«Необходимо национализировать топливно-сырьевой сектор и другие стратегические отрасли российской экономики, чтобы наши национальные богатства работали не на карман олигархов, а на благо всего народа. Ввести жесткое регулирование внешней торговли в интересах российского потребителя. До сих пор власть на эти предложения должным образом не реагировала. Но дальше отмалчиваться нельзя», — говорит координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.