Россия — страна самых роскошных автомобилей, ни американцу, ни немцу наши цены не по карману
По уровню доступности транспортных средств граждане России, увы, позади планеты всей — стоимость новых автомобилей растёт, доходы людей падают. Даже если рассмотреть абсолютную стоимость легковушек в разных странах и сравнить их с ценниками в наших автосалонах, вас ждёт шок. А уж если соотнести с средними по стране зарплатами, и посмотреть что творится в других странах, картина получится совсем неприглядной.
Так называемый «индекс бутерброда» — самый наглядный экономически показатель, кто и когда его придумал, непонятно. Но штука точно гениальная. Берём среднестатистический бутерброд (или гамбургер) и считаем сколько таковых может купить на свою зарплату столь же среднестатистический гражданин.
Положим, в СССР средняя зарплата была на уровне 200 рублей, бутерброд стоил около 10 копеек. Итого индекс равен 2000. Сейчас средняя зарплата, по данным Центробанка — 18,9 тысяч рублей, а бутерброд стоит около 50 рублей. Индекс равен 378. В общем-то, это и так понятно — мы живём в разы хуже, чем раньше.
Аналогичный показатель можно вывести и для автомобилей — сколько средних зарплат нужно для того, чтобы купить некую машину. То есть он будет как бы «обратным». Например, Volkawagen Passat. На днях в Германии произошло любопытное событие — за жабры взяли некого торговца автомобилями, который решил возить их из КНР. Причём немецкие машины! Volkswagen ID.7 (электрический Passat) в Германии стоит 57 тысяч евро, а в Китае — всего 31 тысячу евро. Суд постановил конфисковать машины для их последующего уничтожения. Volkswagen AG против такой торговли!
«Индекс Пассата» выводить не будем — всё-таки не самая ходовая машина, тот же Golf гораздо популярней, «народней». VW Golf стоит в Германии от 29 тысяч евро. При средней зарплате «нетто» (после уплаты налогов) это чуть больше десятка зарплат. Пусть будет 10.
В США средняя зарплата после уплаты налогов в $4000 месяц. Обычный утилитарный Golf там никому не нужен, продаются лишь «заряженные» модификации R и GTI, а вот седаны Jetta на его базе есть, от $21400 — индекс выйдет 5,35. Округлим до пяти. Всё верно — американцы живут получше европейцев.
VW Golf в РФ больше официально не поставляется, а завезённые по «параллельному импорту» авто стоят от 4 млн рублей в самой скромной комплектации. Даже если посчитать по Росстату с мифическими 73448 рубля на текущий месяц, то получится 54,5. Если по реальным цифрам — вообще 200.
Возьмём отечественное авто того же С-класса — LADA Vesta. Отечественное оно, конечно, довольно условно — более 70% комплектующих импортные — но, в данном случае, это неважно. За сей пепелац просят от 1,6 млн рублей. Считаем: по Росстату — 22, в реальности — 80.
Почему не Granta? Потому, что её аналог — Renault (Dacia) Logan или Sandero, которые продаётся во многих странах Европы. В Германии можно купить Sandero от 11 300 евро, то есть с лихвой хватит четырёх зарплат. Granta обойдётся в миллион рублей, то есть индекс по Росстату 13,6, в реальности — 50.
В Румынии — автомобили Dacia, если кто не в курсе, делают именно там, с «локализацией» в 100% — Sandero стоит 12 400 евро, новый Logan-3 чуть дороже — 13 500 евро. Средняя зарплата в стране около 1300 евро, то есть индекс около десяти.
Мечта многих россиян — седан Kia Rio последнего поколения в минимальный для американского рынка комплектации (1,6 л. 120 л.с., АКПП, большой экран бортовой аудиосистемы и прочие радости жизни) стоит в Штатах $16 750. Индекс четыре. В РФ он же от 2 млн рублей, а по комплектации эти машины и рядом не стояли — МКПП и пустая как барабан. У нас индекс 100! А ведь авто не производится в США, машину туда ввозят, уплачивая при этом все положенные пошлины…
И, наконец, КНР. При средней зарплате в 6000 юаней за седан Chery Arrizo7 Comfort (от 74 тысячи юаней) — интернет вам в помощь, машина точно понравится — придётся отдать 12 зарплат. Но есть и куча техники попроще, стоимостью до 50 тысяч юаней.
Дальнейшие калькуляции излишни, всё и так понятно — в России автомобили населению недоступны. Разрыв с большинством стран, включая не самые богатые — в несколько раз. Причём он продолжает увеличиваться.
Почему в России такие дорогие автомобили? Во-первых, потому, что своих нет — все производства автокомпонентов, из которых их собирают, уничтожены в ходе «вставания с колен». Что недавно признал наш глава государства. И пообещал всё исправить. Когда исправят, правда, не сказал.
Во-вторых, чиновники делают всё, чтобы машины были подороже. Это и ввозные пошлины, и так называемый утилизационный сбор, и прочие поборы вроде кнопки ГЛОНАСС. Создаётся впечатление, что россиянам намеренно усложняют жизнь.
В-третьих, совершенно дикий рынок — обнаглевшие торговцы, которые накручивают на авто 50−100%, а то и поболе. И никто им не указ, что хотят, то и творят.
«Пока у нас сохраняется дефицит предложения, цены на автомобили в России выше, чем на других рынках. Этот фактор как раз связан с тем, что спрос не удовлетворен. Для снижения средней стоимости автомобилей необходимо насытить автосалоны более доступными машинами», — считает независимый аналитик Владимир Беспалов.
Всё верно, но как? И кому это выгодно? Официальные поставки авто есть только из КНР, и оттуда не идут дешёвые машины, китайцы их нам просто не продают. Они зарабатывают большие деньги, реализовывая в РФ всевозможные дорогие кроссоверы, особенно те, которые не удалось продать в другие страны.
«АвтоВАЗ» намеренно убивают. Пресловутого импортозамещения нет и в помине, этом никто не занимается. За два последних года не построено ни одного завода по производству автокомпонентов, даже планов на сей счёт нет. Одни невнятные обещания.
Вроде как анонсирован некий «план социально-экономических действий на ближайшие шесть лет». Но его аналог лопнул, равно как полностью провалилась и «Стратегия-2020».
«План идёт на смену другой «шестилетке», которая стартовала в 2018 году и сейчас завершается. Речь идет о национальных проектах, которые были запущены майским указом президента и рассчитаны на период 2018—2024 гг. Всего таких проектов дюжина.
Власти говорят о высокой степени исполнения проектов. Правда, всегда оперируют одним показателем — «процент освоения бюджетных средств». По большинству проектов — все 100%, по некоторым близко к этому. А вот независимые эксперты дают свои оценки, весьма нелицеприятные. Чаще всего для оценки экспертами используется слово «провал». А почти 100-процентное исполнение национальных проектов по освоению казенных средств они квалифицируют как «распил бюджета»", — говорит доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Любопытно, что развитие обрабатывающей промышленности в целом и автопрома в частности ни в каких «нацпроектах» даже в принципе не значилось. Хотя «попилы» идут, чего стоят одни только проекты «АвтоВАЗа» — электромобили на базе Renault Largus и прочие мифические турбомоторы. Руководство казённого завода и причастные к этому чиновники успешно осваивают десятки и сотни миллиардов рублей, а выхлоп — нулевой.
«У государства нет задачи сделать для нас автомобили более доступными. Его задача — формирование бюджета, отсюда и новый космический утильсбор. Если бы государство хотело, оно могло бы не увеличивать сборы и укрепить рубль», — считает финансовый эксперт Михаил Спектор.