Автовладельцы тоже думают о «резине» — потому что их «обули»
В России закрываются шинные заводы, принадлежащие иностранным компаниям, поставки покрышек из-за границы тоже уже прекратились. Немногочисленные отечественные компании не в состоянии обеспечить полную гамму резины, необходимой для эксплуатации автомобильного парка страны. Срочно нужны новые предприятия, властям также стоит попытаться вернуть тех бизнесменов, которых вынудили уйти из страны.
«Учитывая ограничения операционной деятельности, вызванные трудностями с поставками сырья и полуфабрикатов, нарушенными финансовыми потоками и волатильностью обмена курсов, принято решение временно приостановить работу завода на производственной площадке Давыдово, а также ввоз новой продукции в Россию», — заявили в «Michelin».
Примерно таким же образом обставили остановку своих заводов «Yokohama» и «Bridgestone», в «Pirelli» говорят об «ограничении работы своих производство в РФ» и прекращении импортных поставок.
Впрочем, поставки начали сокращаться отнюдь не вчера, уже пару лет российский рынок планомерно «закрывают», иностранные компании уходят или кардинально сокращают ассортимент. До нуля или около того.
«Резины „Interco“ больше нет и не будет, они перестали её отгружать в Россию. Почему — американцы не объясняют. Но не они одни, например, корейская „Kumho“ (вместе с их вторым брендом „Marshal“) тоже резко сузила линейку. Так, модель KL71 Road Venture MT практически во всех популярных типоразмерах отсутствует, её просто не привозят. И таких примеров масса», — ещё год назад объясняли автору материала в компании «4х4Sport».
В «народных» типоразмерах навроде 195/65−15 или 205/55/16 всё очень даже ничего, хотя цены, конечно, просто адские. Но есть «Белшина», «Кама» и «Cordiant» (Ярославль). Иными словами, бюджетные «пузотёры» — как отечественные, так и иномарки — без «обувки» не останутся. В 17-м и даже 18-м размере белорусы нам тоже помогут, в общем, всё путём. Найти, правда, какую-нибудь Artmotion HP 255/55R18 BEL-491 непросто. Но при желании можно. И народ её очень хвалит.
Для «Нивы» или «Патриота» в убогих штатных размерах на помощь придёт бренд «Nortec» — Алтайский шинный завод. В нештатных тоже, модель ET-500 — он же «русский саймекс» — есть в размерности до 35*11.5−16. 31-е и 33-е «катки» тоже имеются, как на 15-е диски, так и на 16-е. Ценники, конечно, совершенно запредельные, впору писать в ФАС с просьбой провести расследование. Стоимость покрышек выросла в два раза, один 35-й баллон уже стоит более 15−16 тысяч рублей!
Однако ЕТ-500 (Forward Safari 500) — так называемая «экстремальная» резина, на внедорожник для каждодневных поездок её не поставишь. На кроссовере она и вовсе противопоказана. То есть ищем А/Т-шку (all terrian) в размерностях до 33*12,5−16 (305/70−16) и М/Т-шку (mud terrian) того же размера. И для 17-х дисков тоже.
Ничего нет. В смысле, приличного, но доступного, не по 30−50 тысяч за колесо. Из недорогого в наличии только никому не известные бренды явно из Поднебесной, по типу Davanti Terratoura A/T LT285/75 R16 116/113R 3PMSF. Одно колёсико — 20 тысяч рублей, однако…
«Перехожу на китайскую резину, вариантов нет, я не миллионер. Да и нет ничего в продаже, совсем, даже если денег наскрести, всё смели, остатки в магазинах — по одному-два колеса. На вторичном рынке цены тоже совершенно невменяемые, за лысые „катки“ просят как за новые в прошлом году. Готов поддержать отечественного производителя, но так оно же ещё дороже», — сокрушается владелец японского кроссовера.
Да, российские шины получаются дороже, чем продукция КНР, почему — непонятно. Но факт. Например, Viatti Bosco A/T 225/60 R17 99H (Viatti — российский бренд, производится на заводе «Нижнекамскшина») обойдётся в 11−12 тысяч рублей, тогда как китайские шины в том же размере дешевле на пару тысяч за штучку. Да и выбор небольшой, всего два-три типа протектора, тогда как заводы из КНР предлагают их в разы больше. Рассуждать о «китайском качестве» не стоит, российское на том же уровне, а порой и поплоше.
Кроссоверы ещё ладно, да и то не всем удастся найти что-то доступное. А уж владельцам полноценных внедорожников совсем грустно. Отечественного в категории М/Т нет совсем, особенно если у вас 17-е колёсные диски. Да и с 16-ми тоже всё грустно, помимо Nortec MT-540 225/75 R16 и выбрать-то нечего. А она узкая, да и иные претензии к ней есть…
И это ещё ладно, российской зимней резины на внедорожники вообще нет! Да, скоро лето, но потом наступит осень, а за ней снова зима. Yokohama с российского рынка ушла, посему что будут делать через полгода владельцы Nissan Patrol, Mitsubishi Pajero Sport, TLC Prado и прочих полноценных внедорожников вообще непонятно.
Любопытно, но американская компания BFGoodrich не ушла с российского рынка. Естественно, такой прибыли, как у нас, они не получают нигде. Бренд «раскрутили» просто неимоверно, и люди готовы покупать их колёса практически за любые деньги. Только вот резину «Made in USA» они в РФ возить перестали, те же «мудриджи» для русских — китайские. Будьте бдительны! Особенно при нынешних ценниках…
Российские джиперы ещё до начала спецоперации начали заниматься импортозамещением, причём не при помощи «Forward Safari», к ним, помимо давно уже несуразных цен, есть и иные претензии. Серьёзные. А вот белорусская тракторная Фбел-160М в размерности 12.4L-16 («белка», имеет дюймовый размер 36×12,5−16) — уже давно практически культовая резина. Гребёт отлично, делают белорусы качественно, а ценник всё равно в разы меньше, чем на те же Interco Bogger. Так что «холодильник» (W463) на «белках» — это вполне себе почётно и даже круто.
Кому надо побольше берут опять-таки тракторные Nortec TA-02 13,6−20 («норки»), на 12-м диске они дают 40-е колёсико. 19−20 тысяч рублей за одну покрышку — вполне себе бюджетненько, правда, по асфальту ездить не особо удобно, гудят и не балансируются в принципе. Зато проходимость просто танковая!
Эх, а ведь был отличный универсальный вариант… То сеть он есть, но не для нас. Некие российские ребята сконструировали отличные шины, которые и для асфальта годны, и в грязи гребут. Уж неизвестно откуда у них деньги, это, собственно, не важно, но они собирались поставить в Приморье заводик. Чиновники отказали — типа нам никакого производства не надо. Пришлось организовывать производство в КНР, там с этим никаких проблем.
Вышло отлично. Огромные Stark Blackburn 39.5″ x 16.5 — 16 и более скромные Stark Proto в 33-м и 35-м размере. С центральной беговой дорожкой, можно мчаться по шоссе до 110−120 км/ч, а потом плюхаться в самые суровые грязи. Народ тут же оценил. Власти — тоже. Поставки колёс Stark в Россию перекрыли, теперь их можно купить только через заграницу. Те же финны от них просто в восторге и дружно отказываются от «боггеров» и прочих «саймексов». Да, умеем. Но нашей Родине это не надо. То есть её чиновничкам.
В нынешних условиях было бы самое время попросить прощения у этих ребят — пообещать всяческие субсидии, освобождения от налогов, льготные кредиты на развитие и так далее. Плюс ответственных за всю это катавасию отправить лет на десять «трудотерапии» в солнечный Колымский край. Быть может, всё в целом сработает, и в России появится новый шинный завод.
Шинные заводы нам нынче нужны как воздух. Выше была означена ситуация с легковыми покрышками, на рынке грузовых всё ещё хуже. По ряду позиций импорт со стороны западных компаний превышает 80−85% потребностей рынка. И белорусы нам тут не помогут.
«Доля „Белшины“ на российском рынке составляет 5%, при том, что РФ — и так наш основной торговый партнер. В прошлом году мы поставили в Россию порядка двух миллионов шин. Наши мощности по этому сегменту загружены фактически на 90%. Одномоментно увеличить и дополнительно дать не можем, что обусловлено нашими возможностями. Даже если обеспечим 100% мощности завода, то это будет лишь капля в море для рынка РФ», — объясняет начальник управления маркетинга «Белшины» Андрей Каноник.
Собственно, вот один из пунктов программы «импортозамещения», которой стоило бы озаботится российским властям. А то через несколько месяцев случится полная задница. Точнее, она в любом случае случится, вопрос только в выходе из этого «шинного кризиса». Чем быстрее начнём ставить шинные заводы, тем лучше.