Замена главного и рабочего тормозного цилиндра на автомобилях ВАЗ
Эффективность работы тормозов автомобиля зависит от состояния всех ее элементов, и при любых признаках неисправностей в тормозной системе нужно производить ремонт.
- 1 Устройство тормозной системы ВАЗ
- 2 Неисправности, происходящие в тормозах
- 3 Замена главного тормозного цилиндра
- 4 Замена тормозного цилиндра 2114
- 5 Замена заднего тормозного цилиндра
- 6 Замена тормозного цилиндра 2107
- 7 Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2109
- 8 Замена тормозного цилиндра 2110
- 9 Замена переднего тормозного цилиндра
- 10 Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2101-07
- 11 Замена манжета тормозного цилиндра
- 12 Прокачка
- 13 Некоторые советы
Замена тормозного цилиндра – работа несложная, но крайне важная, ездить с неисправными тормозами категорически запрещено. Диагностику и ремонт тормозной системы (ТС) необходимо проводить своевременно, от исправности тормозов зависит безопасность движения.
Устройство тормозной системы ВАЗ
Тормозная система автомобилей тольяттинского производства устроена достаточно просто, ТС состоит из следующих основных деталей:
- педали, нажатием на которую достигается торможение;
- главного тормозного цилиндра (ГТЦ), он передает усилие нажатия педали через гидравлику рабочим цилиндрикм, соответственно, и колесам. ГТЦ ВАЗ – двухконтурный, контуры разделены для передачи давления жидкости на передние и задние колеса;
- вакуумного усилителя, облегчающего усилие нажатия педали;
- трубок, которые соединяют между собой элементы ТС;
- рабочих тормозных цилиндров (РТЦ);
- колодок (барабанов) и дисков;
- распределителя (регулятора давления) тормозов.
При нажатии на педаль тормоза поршень в ГТЦ сжимает тормозную жидкость и передает ее давление к РТЦ. Поршни рабочих цилиндриков под воздействием гидравлики разжимаются, придвигая колодки к дискам или барабанам. Движение колес замедляется, и таким образом происходит торможение автомобиля.
Неисправности, происходящие в тормозах
Периодически в ТС возникают различные неисправности, также нередко выходит из строя рабочий и главный цилиндр. В РТЦ происходят следующие поломки:
- заклинивает поршенек в одном из положений;
- изнашивается внутренняя поверхность;
- выходят из строя уплотнительные манжеты (рвутся или разбухают).
Основной признак неисправного состояния – появление подтеков (течи) тормозной жидкости (ТЖ) из РТЦ. Если колодки изношены до голого металла, поршни в РТЦ выдвигаются слишком далеко, в результате может вытечь «тормозуха», и тормоза пропадут.
В ГТЦ также может заклинивать поршень, изнашиваться или ржаветь внутренняя полость механизма, пропускать манжеты. Признаки неисправности ГТЦ следующие:
- при торможении «проваливается» педаль тормоза (ПТ), пропадает эффективность нажатия, обычно такое происходит при небольшой утечке из ГТЦ;
- торможение происходит в самом конце хода педали, и на ПТ приходится несколько раз нажать, чтобы произвести торможение;
- нет тормозов на передние или задние колеса, такое происходит в случае, если не работает один из контуров ГТЦ.
Ездить с неисправными рабочим и главным тормозными цилиндрами нельзя, детали следует незамедлительно поменять.
Замена главного тормозного цилиндра
Замену ГТЦ на автомобилях ВАЗ-классика (2101-07) произвести несложно, эту работу можно сделать самостоятельно. Для выполнения подобной операции потребуется инструмент:
- ключ на 10 (или специальный прокачной ключ);
- крестообразная отвертка;
- комбинированный ключ на 13 (можно еще дополнительно использовать для удобства головку с воротком и с трещоткой).
Яму или подъемник для выполнения работ использовать необязательно, замену можно произвести на улице в сухую погоду или в гараже. Работу следует выполнять в следующей последовательности:
- отворачиваем три тормозные трубки снизу устройства (ключ на десять);
- ослабляем хомуты двух шлангов (внизу ГТЦ), сдергиваем шланги;
- откручиваем две гайки крепления ГТЦ к вакуумному усилителю (нужен ключ на 13 или головка с воротком);
- демонтируем деталь, устанавливаем новый ГТЦ на место, производим обратную сборку.
После произведенной операции следует долить в бачок ТС жидкость, затем обязательно хорошо прокачать тормоза.
Замена тормозного цилиндра 2114
Работа по замене ГТЦ на моделях ВАЗ 2108-15 производится приблизительно также, есть только некоторые конструктивные отличия.
Делаем замену следующим образом (на примере ВАЗ-2114):
- по бокам откручиваем четыре трубки (две слева и две справа). Лучше воспользоваться специальным трубным ключом, рожковым ключиком можно закатать грани гаек;
- отвинчиваем две гайки на тринадцать крепления ГТЦ к «вакууму»;
- снимаем старую запчасть и монтируем новую, не забывая по окончанию работы прокачать тормоза. На этом замену цилиндра 2114 можно считать законченной.
Замена ремкомплекта тормозного цилиндра
Если в ГТЦ 2114 внутренняя поверхность самого цилиндрика еще не изношена, можно заменить внутренности механизма, установив новый ремонтный комплект. Ремкомплект состоит из четырех манжет:
- три манжета одинаковые, они такие же, как и на моделях 2101-07;
- одно уплотнительное кольцо 2108.
Меняется ремкомплект очень просто:
- выливаем из ГТЦ жидкость;
- демонтируем пластмассовый бачок;
- откручиваем передний стопор (выполненный в виде заглушки);
- вынимаем все содержимое (поршни, уплотнительные кольца, пружины), меняем манжеты, и устанавливаем весь механизм в обратном порядке. Перепутывать здесь ничего нельзя, иначе ремонтируемый узел не будет работать.
Ремонт ГТЦ на моделях ВАЗ не всегда целесообразен – если зеркальная поверхность внутри механизма изношена, замена ремкомплекта тормозного цилиндра не решит проблему, ГТЦ также будет течь. Чаще всего на вазовских машинах главный тормозной цилиндр меняется целиком – стоит новая деталь в сборе в районе одной тысячи рублей, и ремонт получается неоправданным.
Замена заднего тормозного цилиндра
Задние тормоза на моделях ВАЗ-классика и переднеприводных 2108-15 – барабанного типа, поэтому принцип замены заднего цилиндра одинаковый. Для того чтобы выполнить работу по замене РТЦ, необходимо снимать барабаны, соответственно, и сначала следует демонтировать задние колеса.
Замена тормозного цилиндра 2107
Если операция по замене на ВАЗ-классике производится не на автоподъемнике, удобнее делать работу последовательно – сначала на одной, затем на другой стороне заднего колеса. Для выполнения работ транспортное средство необходимо поставить на ровную площадку, далее поступаем следующим образом:
- глушим мотор, ставим авто на скорость, под передние колеса подкладываем упоры. Не забываем до конца ослабить ручник;
- ослабляем колесные гайки заднего колеса, домкратим машину и снимаем колесо;
- чтобы авто никуда не уехал, желательно поставить «козелок» рядом с домкратом;
- снимаем тормозной барабан – комбинированным ключом на 12 откручиваем две направляющих;
- барабан обычно сходит туго, поэтому его следует обстучать сзади молотком через деревяшку. Бить железным молотком по детали нельзя, барабан можно расколоть;
- откручиваем сзади цилиндра тормозную трубку, также 2 болта на десять крепления самого РТЦ;
- вытягиваем цилиндрик, освобождая его от колодок;
- ставим подготовленную на замену деталь (важно попасть колодками в прорези на поршнях РТЦ, крепим все снятые детали по своим местам;
После произведенной работы необходимо долить в бачок системы ТЖ и прокачать тормоза.
Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2109
РТЦ на задней оси колес 2109 меняется по такому же принципу, что и на ВАЗ-классике, также снимается колесо и барабан, откручивается ключом на десять трубка и два крепления цилиндра. Часто так случается, что трубка и болты РТЦ на опорном диске закипают, чтобы их аккуратно снять, необходимо побрызгать соединения WD-40, и прежде чем откручивать, подождать минут 15-20. Гайка тормозной трубки будет легче откручиваться, если металл вокруг нее аккуратно обстучать молотком. При постукивании важно не сломать прокачной штуцер.
Замена тормозного цилиндра 2109 – дело несложное, и многие водители такую работу могут выполнить самостоятельно.
Замена тормозного цилиндра 2110
Тормозная система автомобиля ВАЗ 2110 практически такая же, как и на «восьмерке» или «девятке», на «десятке» барабаны, колодки, цилиндры задние имеет маркировку 2108. Поэтому замена задних цилиндров 2110 производится точно так же, как и на моделях авто 2108-09-099.
Замена переднего тормозного цилиндра
На передних колесах автомобилей ВАЗ устанавливаются суппорты:
- у авто ВАЗ-классика на скобах суппорта крепятся по два передних тормозных цилиндра (ПТЦ);
- на моделях ВАЗ 2108-15 с каждой стороны на передней оси устанавливается по одному ПТЦ.
Замена переднего цилиндра 2109 выполняется несложно, ее также легко сделать самому:
- ставим автомобиль на ровную площадку (можно работу сделать без ямы и подъемника), под задние колеса ставим подкаты;
- домкратим машину, скидываем переднее колесо;
- отворачиваем шестигранником два крепления суппорта;
- ослабляем гайку тормозного шланга;
- отгибаем на верхнем и нижнем болте контрящие шайбы, отворачиваем крепления цилиндра к скобе суппорта
- отводим в сторону ПТЦ вместе со скобой;
- отсоединяем цилиндр от скобы, затем от шланга, чтобы «тормозуха» не текла, после отсоединения ПТЦ шланг лучше сразу направить вверх;
- устанавливаем другую, новую запчасть, производим сборку.
Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2101-07
На автомомашинах ВАЗ-классика меняется ПТЦ немного по-другому, чем на переднеприводных машинах ВАЗ. Передний суппорт на «Классике» можно поменять целиком весь в сборе, но также есть возможность произвести замену только цилиндров. Работа выполняется следующим образом:
- также ставим автомобиль на площадку, снимаем переднее колесо;
- откручиваем болты крепления самого суппорта;
- отводим суппорт в сторону, отсоединяем шланг;
- вытаскиваем из суппорта колодки, скручиваем с него тормозную трубку.
- если штифты крепления колодок не вынимаются, их придется обрезать болгаркой, установив затем новые крепления;
- тормозные цилиндры крепятся на скобе в направляющих, и они вынимаются либо монтировкой, либо аккуратным постукиванием молотка;
- устанавливаем другие цилиндры, трубку и колодки со штифтами, совершаем сборку.
Замена манжета тормозного цилиндра
При желании на автомобилях ВАЗ можно не менять задние рабочие цилиндры целиком, а произвести только замену манжет. Для этого нужно разобрать РТЦ – вынуть поршни и пружину, с поршней снять старые манжеты и установить новые. Ремонт РТЦ целесообразно делать только в том случае, если цилиндры прослужили недолго, но они потекли. Все дело в том, что на вазовских автомобилях РТЦ стоят очень недорого, целесообразно менять задние цилиндры целиком в сборе – замена манжет часто бывает неоправданной.
Прокачка
После замены любого цилиндра в ТС необходимо прокачать тормоза. Прокачку на любом автомобиле всегда начинают с самого дальнего колеса от ГТЦ. На всех машина ВАЗ в первую очередь прокачивать тормоза начинают с заднего правого колеса, затем переходят на заднее левое, правое переднее, а переднее левое колесо прокачивают в последнюю очередь. Если педаль тормоза берет в самом конце или жесткая, прокачку следует повторить, работу следует выполнять по той же схеме заново.