Автомобиль — не роскошь, роскошь — это путешествие на автомобиле
Добираться до мест отдыха россиянам теперь предлагается на личном транспорте, надежд на развитие авиапрома, судя по всему, уже не осталось. На железных дорогах тоже проблемы, но уже искусственно созданные — кто-то хочет очень много денег. И, как обычно, спасение утопающих будет осуществляться за счёт самих утопающих. То есть за счёт простых россиян.
«Разработать и утвердить концепцию развития автомобильного туризма в Российской Федерации, определяющую в том числе условия развития сопутствующей инфраструктуры и предусматривающую реализацию пилотного проекта по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург — Владивосток, включающему в себя федеральные трассы „Россия“ (Москва — Санкт-Петербург) и „Восток“ (Москва — Казань)», — такое поручение дал президент РФ правительству.
Причины появления данного документа вполне очевидны. В обозримом будущем отечественных самолётов не ожидается, а те импортные машины, которые ещё эксплуатируются, будут постепенно выбывать из строя. Компании уже не меняют расходные детали в положенное инструкциями временные интервалы, летают на просроченных запчастях. Летных происшествий по этой причине ещё нет, но они неизбежны.
«Некоторые специфические изделия завезти просто невозможно. В результате фиксируются многочисленные факты эксплуатации авиационной техники с нарушениями, напрямую влияющими на безопасность полетов. Например, допуск к эксплуатации компонентов с истёкшим ресурсом. Суммарно зафиксировано более 2 тысяч подобных полётов», — заявил глава Ространснадзора Виктор Басаргин.
После этих слов пассажиры стали сдавать авиабилеты. Не сказать, что особо массово, но таких случаев хватало. Страшно, однако…
Альтернативой остаётся только личный автотранспорт. У РЖД как всегда нет билетов, да и цены растут. Госкомпания зарабатывает сверхприбыли, хотя её предназначение — с минимальными издержками доставлять грузы и пассажиров по стране. Но наблюдается совсем иная картина.
«Мы служим американскому народу, тем, кто покупает наши автомобили. Поэтому мы должны улучшать качество, совершенствовать их, и понижать цены», — говорил Генри Форд.
Причём у Форда была частная компания, а РЖД — вроде как государственная, которая просто обязана выполнять свои социальные функции. Но в РФ никто никому ничего не обязан. Кроме народа, который обязан платить за каждый чих.
По самой концепции автотуризма никакой конкретики нет, пожелания отсутствуют. Да и не факт, что сам «гарант» в курсе данного поручения, его запросто мог сгенерить чиновничий «взбесившийся принтер». Дабы изобразить очередную активность при полном отсутствии оной. Дескать, мы заботимся о народе.
«Благодаря нацпроектам дороги становятся все лучше и безопаснее, но внимание необходимо уделить созданию придорожной инфраструктуры и обеспечению сервиса на дорогах. Важно, чтобы автотуриста на этих комплексах ждал определенный набор услуг с единым уровнем сервиса. Он должен понимать, через какое расстояние будет АЗС, кафе, пункт технического обслуживания и шиномонтажа, придорожный отель для ночевки, место для отдыха с чистыми туалетами и прочие важные моменты. При разработке концепции надо учесть потребности не только личного легкового транспорта, но и туристов, передвигающихся с прицепами и автодомами, а также тех, кто путешествует группами на автобусах», — говорит советник президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Манин.
На счёт дорог это, конечно, неуклюжий реверанс в сторону власти. По так называемому «Золотому кольцу» — которое большое — трассы ещё худо-бедно починили. Но по «Малому Золотому кольцу» отважится проехать далеко не каждый автомобилист. А если и рискнёт, то бюджет последующей починки машины будет очень негуманным.
Но это так, детали. Предложения от РСТ — да, это та самая конкретика. И общие слова такого типа, скорее всего, в концепции будут. Быть может, нормативы для автозаправок, кафе и прочих «мест обетованных» тоже. А дальше? В нашей стране не плановая экономика, капитализм чистой воды, и заставить кого-то строить нечто в чистом поле не получится. В том числе чисто физически — по причине отсутствия инфраструктуры. Электричества, газа и воды. А местная СЭС ещё и сделает всё для того, чтобы у объекта не появилось канализации. Ибо нечего!
Однако и это ещё не всё. Большая часть земельных участков около федеральных трасс, расположенных в перспективных местах, скуплены. По большей части олигархическим капиталом. Как крупным, так и местным. Стоят заборы прямо за зоной отчуждения дорог.
«Если ехать из нашего города в сторону столицы, то слева некие деятели огородили огромный лесной массив. Они его то ли купили у нашей местной администрации, то ли взяли в аренду на 49 лет — разные ходят слухи. Забор вдоль всей трассы на много километров и вглубь тоже очень далеко. Как только лес кончается снова ничейная земля, которая никому не нужна. Заброшенные фермы, старые карьеры и прочая жуть», — рассказывает житель Переславль-Залесского.
Частная собственность у нас типа священна, посему нормативы по расположению придорожной инфраструктуры не имеют никаких перспектив, если у собственников земли не будет стимулов использовать её для заработка денег на автотуристах. Подобное желание у них, естественно, есть. Всё упирается лишь в отсутствие этих самых денег. Особенно тех, которые хотят поиметь в граждан наши не в меру жадные предприниматели.
Потенциально в РФ около 40 млн. автотуристов — столько транспортных средств зарегистрировано в стране на частных лиц. Правда, далеко не все эти машины на ходу, а многие стоят на приколе по причине лютого безденежья их владельцев. Только по официальным данным, которые спешно скорректировали в нужную сторону, в нашей стране 10% людей живёт за чертой бедности. В реальности намного больше.
А уж тех, кто может себе позволить в удовольствие покататься на личном авто, совсем мало. Автотуризм — это в России очень дорого. Самолётом или поездом в разы дешевле. ГСМ, гостиницы-кемпинги, придорожные «кофе-лотереи» (угадай, останешься ли жив после обеда), бесконечные камеры с откровенно противозаконными ограничениями скорости и штрафами…
Вечные дорожные ремонты, плетущиеся с черепашьей скоростью перегруженные фуры и широченные обочины на отремонтированных трассах, где можно легко организовать ещё пару рядов. Но почему-то не организовывают, власти РФ явно не заинтересованы в мобильности населения и грузов. А по краям дороги стоят машины ДПС и штрафуют тех, кто спешит. Как-то не хочется никуда ехать.
Означенный «единый уровень сервиса» в нашей стране беззакония — совсем ненаучная фантастика. Даже если вас отравили в придорожном кафе, а этот факт зафиксирован медиками, никто не понесёт ответственности. Аналогично — с ремонтом в придорожной СТО. Жаловаться бесполезно. Роспотребнадзор по любому обращению отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку «мораторий на проверки, введенный постановлением Правительства РФ № 336, запрещает проводить внеплановые проверки по жалобе потребителя, если нарушение не связано с риском причинения смерти или тяжкого вреда здоровью потребителя». Такого риска ведомство никогда не видит.
И, кстати, кто будет работать в этой мифической сервисной инфраструктуре? В отрасли и так не хватает людей.
«Очень многие туристы, у которых нет денег, чтобы ехать к морю, путешествуют либо по своему региону, либо выезжают в соседний. Есть очень сложная и нерешаемая проблема — дефицит кадров в сезон. Нет региона, где бы этой проблемы не существовало», — отметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Поэтому будет концепция или нет — всё равно. Да, те, кто не рискнёт сесть на неисправный самолёт и кому не достанется полки в поезде, наверное, отважатся на автомобильную поездку. Хотя и не факт. А если и куда-то поедут, то возьмут с собой бутерброды, термосы, плитку, а порой и палатку. Для придорожного сервиса они потеряны. Пока в стране не будут соблюдаться законы и чиновники не займутся своими прямыми обязанностями — защищать интересы граждан — все концепции обречены на провал.